Logo
12-24 авг.2018



Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!
Сегодня в мире
17 Авг 18
15 Авг 18
15 Авг 18
15 Авг 18
15 Авг 18
15 Авг 18
15 Авг 18
15 Авг 18
15 Авг 18





ЕВРЕЙСКИЙ ПИСАТЕЛЬ
БОРИС САНДЛЕР
в студии Черновицкого ТВ





RedTram – новостная поисковая система

Наши традиции
Читая Книгу Книг
Нахум Пурер, Иерусалим

НЕДЕЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ
КНИГА «ШМОТ», РАЗДЕЛ «БЕШАЛАХ», ШАББАТ «ШИРА»

Содержание раздела

Когда фараон отпустил евреев из Египта, Б-г не повел их прямой дорогой через страну филистимлян, а направил в пустыню. Вскоре, однако, фараон снова передумал и пустился в погоню с отрядом колесниц. Прикрыв евреев от прямой атаки с ходу, Б-г рассек Красное море, и сыны Израиля перешли по пересохшему дну на другой берег. Египтяне последовали за ними, но воды сомкнулись и утопили всадников и колесницы. Выйдя на другой берег, благодарные евреи обратились к Б-гу с торжественной «Песней моря». После трех дней пути мучимые жаждой беглецы нашли лишь горькую воду в местечке Мара. В стане усилился ропот, и Моше опреснил воду, бросив в нее дерево. Там же пророк сообщил евреям первые заповеди. И снова жалобы: люди с тоской вспомнили «прелести» египетского рабства, «горшки с мясом». Тогда Б-г послал им сытную мясную пищу в виде перепелов, а наутро с неба выпал ман (манна небесная), особый очень питательный продукт. Из-за отсутствия воды снова возникла угроза бунта, и по указанию Всевышнего Моше извлек воду из скалы, ударив по ней посохом. Во время трудного перехода на евреев напали амалекитяне. Иегошуа бин-Нун ввел в бой еврейские полки, а Моше обеспечил им Б-жественное прикрытие своей молитвой.

Мое большое Я

«А мы что? Не на нас ропот ваш, а на Б-га!»

Мудрецы Талмуда писали, что слова Моше «А мы что?» («ве-анахну ма?») отражают большее величие, чем высказывание Авраама: «А я – прах и пепел» («ве-анохи афар ва-эфер»).

Какая разница между этими двумя фразами? На первый взгляд, кажется наоборот: сравнение с прахом и пеплом – это более значительное выражение смирения перед Б-гом, качества, столь высоко ценимого в иудаизме.

Основатель хасидима Бааль-Шем-Тов дает такое объяснение. Авраам обращался к своему «я». Это «я» («анохи») существовало для него вполне реально и зримо. Между тем, Моше и его брат Аарон полностью отвергли свое «я» - оно для них попросту не существовало.

Другое объяснение дает рав Моше Шваб. Прах и пепел – хотя и ничтожная субстанция, но это все же что-то реальное. С другой стороны, «А мы что?» символизирует полное самоотрицание. Нас попросту нет в природе. Это и есть высшая степень скромности и смирения.

В качестве иллюстрации можно привести историю, случившуюся с выдающимся мудрецом рабби Йонатаном Эйбешицем (Польша, 18 в.) и рассказанную равом Меиром Шапиро. Однажды раву Эйбешицу довелось провести Йом-Кипур в небольшом местечке. Войдя в местную синагогу перед вечерней молитвой «Кол-Нидрей», он обратил внимание на одного еврея, который трепетно и самозабвенно разговаривал с Б-гом: «Г-споди, кто я пред Тобою!? Прах при жизни моей, а после смерти – и того меньше». Произнеся эти слова на святом языке, он медленно повторял их на идише.

Рав Эйбешиц решил занять место возле этого человека, чтобы перенять у него хотя бы часть его смирения в этот столь торжественный и важный день.

На следующий день во время утренней молитвы этого еврея вызвали четвертым к чтению Торы. Здесь следует напомнить, что первым к Торе вызывают коэна, вторым – левита, а уж затем после этих двух потомков служителей Храма – вызывают «израэлим», простых евреев. Особенно почетным считается третий вызов.

Вернувшись на свое место после четвертого вызова, этот смиренный человек вдруг громко пожаловался: «Почему только четвертый? Почему вызвали третьим такого-то, а не меня?»

Рав Эйбешиц был потрясен. Он повернулся к соседу и спросил, чем объясняется его негодование. Ведь еще вчера он называл себя «прахом».

«Это я говорил Б-гу? – ответил тот. – Перед Ним я действительно ничтожная песчинка. А по сравнению вон с тем типом…».

Так и в нашем случае, заключил рав Шапиро. Когда праотец Авраам сравнивал себя с прахом и пеплом, он обращался к Б-гу. А слова Моше «А мы что?» были адресованы недовольным евреям, которые жаловались на отсутствие пищи в пустыне. Если уж даже перед такими людьми величайший пророк, предводитель и учитель Израиля мог так уничижительно отзываться о себе и брате, более высокой степени смирения просто невозможно себе представить.

По сценарию Творца

«А Я – Я ожесточу сердце египтян, и они погонятся за ними, и прославлюсь Я, наказав фараона и все войско его…. И узнают египтяне, что Я – Б-г…» (14:17-18).

Б-г, как известно, старается не мешать людям пользоваться свободой выбора, которой Он их изначально наделил. Каждый из нас волен действовать по своему усмотрению: работать или отдыхать, уехать из родных мест или остаться.

То же самое происходит и в морально-духовной сфере: человек ежечасно стоит перед выбором между добром и злом. Мы порой совершаем плохие поступки, не догадываясь о неизбежной расплате. Поэтому нам памятен каждый случай прямого Б-жественного вмешательства в дела людей, например, когда Б-г ожесточил сердце фараона, вынуждая его вопреки логике и здравому смыслу препятствовать уходу еврейских рабов.

Десять египетских казней разорили гигантскую империю, привели к смерти тысяч людей и катастрофическим разрушениям. Поэтому трудно было предположить, что фараон бросится вдогонку за ушедшими в пустыню евреями. Наоборот, логичнее было ожидать, что он вздохнет с облегчением, постарается скорее забыть о строптивых рабах, принесших ему столько несчастий, и приступит к восстановлению страны. Но не тут-то было.

Прошло всего три дня после той страшной ночи истребления первенцев, когда "был вопль великий в Египте» и фараон, боясь, что он сам не доживет до утра (он ведь тоже был первенцем) заявил Моше и Аарону: "Встаньте и выйдите из среды народа моего", когда "египтяне торопили народ, чтобы поскорее выслать их из страны". И, что же мы видим? Фараон снаряжает шестьсот отборных колесниц и устремляется в погоню. Зачем?! Чего он добивался? Конечно, у такого противоестественного решения были свои причины. Б-г, Великий Режиссер Исхода, приготовил для египтян несколько приманок. Во-первых, они хотели вернуть унесенные евреями ценности, которые сами же охотно им дали (разумеется, под влиянием Творца); во-вторых, оказавшись на свободе, евреи шли сложным, запутанным маршрутом, создав впечатление, что они заблудились, что "пустыня заперла их". Так доложили фараону шпионы, затесавшиеся в ряды беглецов. Плюс к этому евреи встали лагерем перед Бааль-Цфоном, как будто околдованные этим единственным египетским идолом, уцелевшим после гибели первенцев. Короче, египетские гвардейцы гнались за рабами, чтобы отомстить им за учиненный Б-гом разгром, вернуть их на "ударные стройки" империи и отобрать "одолженные" ценности.

Такова была их цель. Но они не знали, что идут навстречу собственной гибели. Все обстоятельства этой истории так гармонично сложились, так удачно переплелись, что у чуткого, вдумчивого наблюдателя не остается сомнений: только Высшая сила, Супер-постановщик всех человеческих драм, владеющий сердцами правителей и умами целых народов, может создать столь необычайную ситуацию. Как сказано в «Мишлей» (Притчах царя Шломо): "Сердце царя в руке Всевышнего, куда захочет, туда и направляет его" (21:1). Фараон не был атеистом. Он допускал существование Б-га, но считал, что Б-г живет в небесах и не влияет на происходящее в этом мире. Теперь египетский правитель наглядно убедился: Б-г интересуется всем и влияет на все; Ему до всего есть дело.

Фараон думал, что может безнаказанно топить еврейских младенцев, памятуя обещание Творца не повторять Всемирный потоп и другие коллективные наказания. Древний тиран недооценил изобретательность Всевышнего: да, Б-г обещал не наводить потоп, не гнать воду на сушу. Но кто сказал, что нельзя завести людей в воду и потопить их в ней? Так и случилось: "И возвратились воды, и покрыли колесницы и всадников всего войска фараона, вошедших в море за Израилем, - не осталось из них ни одного" (14:28).
Количество обращений к статье - 322
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (0)

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку

* - Комментарий будет виден после проверки модератором.



© 2005-2018, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com