Logo
1-10 декабря 2018



Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!
Сегодня в мире
06 Дек 18
06 Дек 18
06 Дек 18
06 Дек 18
06 Дек 18
06 Дек 18
06 Дек 18
06 Дек 18
06 Дек 18












RedTram – новостная поисковая система

Наши традиции
Читая Книгу Книг
Нахум Пурер, Иерусалим

НЕДЕЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ
КНИГА «ШМОТ», РАЗДЕЛ «ШМОТ»

Содержание раздела

Кончиной Йосефа завершилась эпоха праотцев. Сегодняшний раздел, первый в книге «Шмот», начинается с рассказа о закабалении евреев в Египте. Боясь их быстрого численного роста, фараон велит повитухам убивать новорожденных еврейских мальчиков, но этот приказ не выполняется. Тем временем у Йохевед и Амрама из колена Леви рождается Моше, будущий вождь, законоучитель и величайший пророк Израиля. Стремясь спасти младенца от неминуемой гибели, мать кладет его в просмоленную корзину и пускает по течению Нила. Ребенка находит дочь фараона. Она усыновляет его и, по предложению Мирьям, сестры Моше, берет в кормилицы его мать Йохевед. Проходят годы. Однажды молодой египетский принц Моше увидел, как египтянин жестоко бьет еврея. Моше убивает египтянина и, спасаясь от возмездия, бежит в страну Мидьян. Там он выручает из беды дочерей местного священника Итро и женится на одной из них – Ципоре. У горящего, но не сгорающего куста Б-г открывается Моше и поручает ему вывести евреев из Египта в Эрец-Исраэль. Моше возражает: евреи не поверят, что он – посланник Всевышнего. Тогда Б-г укрепляет репутацию пророка тремя сверхъестественными знамениями. Моше жалуется на свой речевой дефект, и Б-г назначает брата Моше Аарона его помощником. Братья встречаются в Египте и вместе идут к фараону, чтобы от имени Б-га потребовать: «Отпусти народ мой!» Фараон категорически отказывается выполнить ультиматум, отвергает Б-га и усиливает эксплуатацию еврейских рабов. Те обвиняют Моше в безответственности, но Б-г заверяет пророка, что все идет по намеченному плану: процесс освобождения только начинается.

Помни имя свое

"И вот имена сынов Израиля, пришедших в Египет…" (1:1).

Со смертью Йосефа закончилась эпоха праотцев. Раздел "Шмот", в котором рассказывается о формировании еврейского народа из родового племени численностью семьдесят человек, об их порабощении и появлении на исторической арене Моше-рабейну, начинается со слов: "Вот имена (шмот) сыновей Израиля, пришедших с Яаковом в Египет...". Почему Тора снова перечисляет имена колен Израилевых, спустившихся в Египет? Ведь в предпоследней главе книги "Берешит" - "Ваигаш", мы уже читали полный список всех семидесяти переселенцев.

Один ответ хорошо известен. Повторное перечисление имен выражает любовь Всевышнего к детям Яакова. Они дороги Ему, и Он пересчитывает их, как звезды на небе, называя каждого по имени, подобно тому, как скупец достает украдкой накопленные деньги и бережно, трепетно перебирает хрустящие купюры, с наслаждением ощущая их весомую шероховатость.

Но есть в этом перечислении и более глубокий и важный для нас смысл. Рассказывают такую историю. Один американский еврей страстно желал вступить в очень престижный частный клуб. Но что делать, туда не принимали евреев. Тогда он сменил свое имя Сэмюэль на "благозвучное" Лоуренс и принял другие меры предосторожности, чтобы скрыть свое происхождения. Но, увы, через неделю после подачи заявления он получил вежливый отказ.

"Не пойму, как они догадались? - жаловался он приятелю. - Имя-то у меня теперь нормальное, и даже в анкетной графе "вероисповедание" я написал: "нееврей".

Одна из заслуг, обеспечивших сынам Израиля освобождение из египетского рабства, состояла в том, что они, вопреки гнету и ассимиляции, сохранили свои еврейские имена. Но что особенного в имени?

Имя определяет суть человека, вещи или явления. Когда Адам давал имена представителям животного мира, он пытался отразить в имени индивидуальные особенности данного вида.

 В том же разделе "Шмот" говорится, что когда Всевышний поручил Моше вывести евреев из Египта, Моше возразил: "Они (евреи) спросят меня: "Как Его (Б-га) имя?" Что я тогда скажу им?" Другими словами, они попросят определить сущность Творца. Но ведь Б-г выше любых характеристик и названий. Человек не в состоянии даже приблизительно понять сущность Всевышнего. Мы только знаем, что у мира есть Творец. Именно в таком духе и ответил Б-г своему посланнику: "Эхье ашер эхье" - "Я буду тем, Которым буду", что означает: "Моя сущность - это сам факт, что Я существую, всегда существовал и буду вечно существовать. Вот кто Я. Вот Мое Имя".

 Изменить имя - это все равно, что изменить свою сущность, изменить себе, своей семье, своему народу. Сыны Израиля не сделали этого; они не стали "египтянами Моисеевой веры". Даже превратившись в рабов, они продолжали осознавать себя евреями. "И вот имена сынов Израиля", - пишет Тора. С этими именами они вошли в Египет и с ними же вышли, ни на йоту не утратив свое национальное самосознание и человеческое достоинство.

Манифест антисемитов

"И восстал новый царь над Египтом, который не знал Йосефа. И сказал он народу своему: "Вот, народ сынов Израиля (красиво звучит, не правда ли?) многочисленнее и сильнее, чем мы. Давайте перехитрим его, а не то умножится он и, случись война, присоединится и он к неприятелям нашим, и будет воевать против нас, и уйдет из страны" (1:8-10).

Эти слова достойны того, чтобы стать манифестом всех антисемитов! Во-первых, как можно "не знать" Йосефа?! Того самого еврея Йосефа, который правил страной целых 80 лет. И как правил! Благодаря ему Египет был единственной в мире страной, не только не пострадавшей от глобальной засухи и неурожая, но и сумевшей получить огромные прибыли от продажи заготовленного тем же Йосефом хлеба. Вот и надейся после этого на людскую благодарность.

Современные ученые сомневаются в том, был ли Йосеф реальной исторической фигурой, поскольку им до сих пор не удалось найти ни единого упоминания о нем в древнеегипетских хрониках и на сохранившихся памятниках. Потому и не нашли, что египтяне "не знали" о Йосефе уже в следующем поколении.

 Что касается обращения фараона к египетскому народу, тут полный букет знакомых нам с детства обвинений. От абсурдного "многочисленнее и сильнее, чем мы" до "а не то умножится он". Прямо как у Высоцкого: "Евреи, евреи, кругом одни евреи"? Сплошное еврейское засилье. С одной стороны, фараон ставит на них клеймо "пятой колонны", а с другой, боится, что они уйдут из страны. Где логика? А разве больше логики было в отношении к евреям нацистских и советских властей?

Слово "мимену" - "(многочисленнее и сильнее), чем мы" - можно перевести также как "от нас", "за наш счет". Фараон хотел сказать своим подданным, что евреи - ловкие и пронырливые торговцы, что они наживаются "за наш счет", используют в своих интересах голод и лишения простых египтян, и значит, нажитое ими богатство должно по праву принадлежать Египту.

 Во всех странах и во все эпохи евреи преуспевали благодаря своему таланту и трудолюбию, но их ненавистники твердили: "Эти евреи губят и грабят страну". Фараон обращается к "народу своему", подразумевая, что хотя евреи прожили в Египте более ста лет и в немалой степени способствовали его процветанию, они все равно остались чужаками, внутренней угрозой, потенциальными перебежчиками, готовыми в любой момент "присоединиться к неприятелям нашим".

Парадокс заключается в том, что евреи еще не стали народом к тому времени. Этого статуса они удостоились лишь после Исхода, когда получали Торы у горы Синай. Однако антисемитизм уже существовал. На самом деле, он проявился в Египте еще раньше, при Йосефе. В разделе "Микец", когда Йосеф, скрываясь под маской сурового правителя, пригласил своих братьев за стол, Тора неожиданно сообщает: "И подали ему особо и им особо, а египтянам, евшим с ним, - особо, ибо не могут египтяне есть с евреями, потому что это мерзость для египтян" (Берешит, 43:32). Будь ты хоть трижды правителем, все равно - "мерзость".

Удивительно ли теперь, что в Японии, никогда не входившей в число стран еврейского рассеяния, стали издаваться "Протоколы сионских мудрецов", а в кичащейся своим либерализмом Европе, чья земля пропитана кровью жертв "окончательного решения", снова нарастает волна юдофобии? Евреи уходят из Европы, а ненависть к ним остается. Как фантомная боль в ампутированной конечности.

Количество обращений к статье - 1406
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (0)

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку

* - Комментарий будет виден после проверки модератором.



© 2005-2018, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com