Logo
12-24 авг.2018



Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!
Сегодня в мире
17 Авг 18
15 Авг 18
15 Авг 18
15 Авг 18
15 Авг 18
15 Авг 18
15 Авг 18
15 Авг 18
15 Авг 18





ЕВРЕЙСКИЙ ПИСАТЕЛЬ
БОРИС САНДЛЕР
в студии Черновицкого ТВ





RedTram – новостная поисковая система

Наша история
Еврейский акцент журнала
для вегетарианцев
Ян Топоровский, Тель-Авив

Об этом письме Шолома-Алейхема мало кто помнит. Впрочем, даже не письмо, а ответ на просьбу г-на Иосифа Перпера, основателя и издателя журнала «Вегетарианское обозрениеп» («ВО»), который выходил в Кишиневе (затем в Киеве), написать о своем знакомстве со Львом Толстым. Но, несмотря на то, что Шолом–Алейхем сообщал, что не был знаком с Толстым, все же его строчки увидели свет в первом номере «ВО» (подзаголовок – «Единственный вегетарианский орган в России») за 1911 год.

Иосиф Перпер и его журнал

С колокольни нынешнего века кажется удивительным, что известные писатели и журналисты сотрудничали с таким специфическим (узкопрофессиональном для того – и даже этого - времени) журналом, читателей которого можно было по пальцам пересчитать. Конечно, в современных изданиях о здоровье, можно найти рецепты для любителей подобной еды, но авторы таких текстов - диетологи, врачи, советы которых привлекают любителей здорового образа жизни, похудания, или растительного пиршества, оставляют в стороне главное – идейную суть вегетарианства, каким его видел Лев Толстой. Попробуйте сегодня отыскать журнал, который полностью был бы посвящен данной тематике, да к тому же в нем бы печатались авторы столь высокого ранга, как это было в «ВО»?!

ЗАБЫТЫЙ ЖУРНАЛ

Издавался журнал с 1909 года. В письме к издателю Перперу от 26 января 1909 года Толстой хвалил первый выпуск и обещал «очень буду рад сотрудничать в нем, если будет случай». А Душан Маковицкий, врач семьи Толстого, оставил - 1 июня 1909 года - запись в своем дневнике, которая подтверждает встречу Льва Толстого и Иосифа Перпера в Ясной Поляне: «Сегодня был Перпер из Кишинева, издатель «Вегетарианского обозрения», 24-летний симпатичный, серьезный молодой еврей». И как еще одно подтверждение: уже в том же году, в шестом (от 15 августа) и седьмом (от 15 сентября) номерах журнала вышли впечатления и распечатка разговора И. Перпера с великим Л.Н. Толстым в Ясной Поляне, который случился 1 и 3 июня 1909 года. Публикация называлась «У Льва Николаевича Толстого и его друзей».

Л.Н.Толстой и Душан Маковицкий

Но вернемся к содержанию январского номера за 1911 год: Толстой (Воспоминания и думы друга), С. Полтавский «Он жив!», Ю. Якубовский «Первое посещение Ясной Поляны», Письмо М. Мищенка к Л. Толстому, И. Перпер «1910 год», С. Перпер «Научные заметки о вегетарианстве», Р. Добржанский «Константин Моэс-Оскрагелло», А. С-кий «Птичья трагедия», Шолом-Алейхем «Письмо Шолом-Алейхема к Иосифу Перперу», Н. Северова «Юбиляр-вегетарианец. Неделя о Ясинском». «Старый вегетарианец» (эту рубрику вел брат Перпера, врач Самуил Перпер). Но мы остановимся на «Письме Шоломъ-Алейхема къ I. П». Однако следует сказать, что текст письма опубликован в журнале на русском языке (дореволюционное правописание), а ниже - адаптирован для современного прочтения, хотя название и взятые автором в кавычки слова даны мною в оригинальном написании. (Стоит упомянуть и о языке оригинала: одни исследователи Шолом-Алейхема считают, что он написал этот ответ на идиш, а в редакции его перевели на русский, другие утверждают, что ответ изначально написан на русском. Но будем опираться на свидетельство секретаря писателя, который утверждал, что письмо Шолом-Алейхема к I.П. (Иосифу Перперу) хранится в архиве писателя на двух языках – идиш и русском).

«ПИСЬМО ШОЛОМЪ–АЛЕЙХЕМ КЪ I. П.»

Ваше письмо, в котором Вы сообщаете, что собираетесь издать сборник мнений и воспоминаний о Толстом, к сожалению, застало меня в постели. Но не пугайтесь. Все это не слишком серьезно: я еще не умираю. В последнее время я о «послъднем днъ» думаю значительно чаще, нежели до сих пор, хотя мне до возраста, в котором умер Толстой, остается скрипеть целые тридцать лет и три года. Но от думы о смерти до приготовления себя к ней дистанция больших размеров. Будьте благонадежны: не одна еще невинная курица будет принесена в жертву за нас, не один еще целомудренный теленок предаст Богу свою душу во имя бифштекса, который приказывает нам есть врач непременно с кровью; не один десяток, не одна сотня живых радостных рыбок трепеща будут умирать за идею, чтоб превратиться в консервы и соленья, которые мы так любим – не столько из-за любви к этим милым, чистым, блестящим рыбкам, сколько потому, что они возбуждают наш аппетит…

Дело, видите ли, в том, что раньше, чем мы приступаем к жаркому или грудинке теленка, нам необходимо проглотить пару таких рыбок. Так учит нас медицинский катехизис, а современная человеческая мораль с ним совершенно солидарна… Вы меня простите. Я несколько отклонился в сторону. Это все же имеет (Вы хорошо это знаете) некоторое отношение к Толстому, да еще к «Вегетар. Обозр.» Но Вы хотите, чтобы я писал Вам о Толстом. Боже великий!

Чтобы я писал о таком великане литературы! Чтоб я писал о таком Самсоне человечества?

ЗАБЫТЫЙ ИЗДАТЕЛЬ

Несколько слов об издателе единственного на тот момент в Российской империи журнала о вегетарианстве. Первый штрих к его портрету набросал (как я уже писал выше) семейный врач Льва Толстого: «24-летний, симпатичный, серьезный молодой еврей». К этому сегодня можно добавить, что Иосиф Овшиевич (Иосифович) Перпер родился в 1886 году, в Арцизе, Бессарабской губернии. После выхода статьи Льва Толстого «Первая ступень» (1904), стал убежденным толстовцем и принял (можно сказать, перешел, ибо по Толстому, это как вера) вегетарианство. Этому и были посвящены статьи Перпера в русских газетах. В том числе и в «Эхо Бессарабии». Надо сказать, что у Иосифа было два брата – Моисей и Самуил. И тот, и другой принимали участие в издании журнала. Моисей вместе с Иосифом организовали издание, к тому же Моисей был первым главным редактором, а вот Самуил, врач по специальности, писал в каждый номер заметки и «Письма из Италии».

История умалчивает почему братья Иосиф и Моисей решили перенести издание журнала из Кишинева в Киев в 1910 году. И в этом же городе - через несколько лет - издание прекратило свое существование. Самое интересное, что закрытие было связано не только с финансовыми проблемами, но и «в результате ужесточившейся цензуры». Это что же такого нелицеприятного для власти публиковалось в «Вегетарианском обозрении»?! Думаю, что строки письма Шолом-Алейхема подтвердят догадку читателя.

«ПИСЬМО ШОЛОМЪ–АЛЕЙХЕМ КЪ I. П.»
(продолжение)

Мотылек, маленький мотылек летит и рвется к Солнцу. Вы останавливаете его и спрашиваете: «Скажи мне, Мотылек, что думаешь ты о Солнце?» - Быть может, мой пример недостаточно верен, но то, что я хочу им сказать, для меня ясно и верно. Всю мою жизнь рвался я к этому жизнетворящему солнцу, которое называлось Т о л с т о й; однажды я сказал себе: я не умру, пока не побываю в Ясной Поляне и не увижу Толстого. Мое желание видеть Толстого не было одним только любопытством посмотреть на Пророка нашего времени. Помимо всего, меня влекло к нему вот что. Я не мог себе представить, чтобы величайший человек нашего столетия мог видеть ту страшную бесправность и невыносимый ужас, в котором живут в его стране миллионы моих несчастных братьев, и не выступил бы со своим жгучим и властным, которое прозвучало бы от одного мира до другого.

Возможно, что я не беспристрастен к тем, которые мне кровно родные, нежели другие. Возможно, что кроме моих единоверцев в этой стране живут еще не мало миллионов людей, на долю которых приходится «не одинъ только медъ». Возможно… И все же это не то. Несчастье несчастью рознь. Все народы имеют своих заступников. Мой народ – никого и нигде. И именно «великiе» мировой литературы не скупились на создание и увековечивание евреев в образах карикатурных, которые утилизировались нашими врагами. Как типы чистейшей воды.

Даже такой образец высокого гуманизма, как Шейлок Шекспира, истолковывается нашими ослепленными врагами в своих антисемитских целях, единственно, как доказательство того, что все евреи кровожадны, что у каждого из них много денег и по красавице дочери. О. глупцы! Они не знают, что у большинства евреев очень мало денег, но много дочерей.

Так-то с Шекспиром. Не лучше и с новейшими мировыми писателями.

Диккенс. Великий юморист Чарльз Диккенс, с которым меня ошибочно сравнивала русская критика, когда ему пришлось описать настоящего вора, который основывает «институтъ для воровъ», не мог найти на своей родине никого, в ком он сумел бы воплотить этот образ, кроме еврея. Разумеется, было-бы величайшей глупостью обвинять такую добрую душу как Диккенс, в антисемитизме. Но возьмем, например, такого, невинного писателя, как Роберт Уэльс, который занят исключительно «мiрами иными»: Марсом и Луной, звездами и их превращениями. И ему тоже не лень рисовать еврея, который собирает золото и драгоценности, оставленные человечеством, как ненужный хлам, в тот торжественный час, когда марсиане слетели к нам, чтоб уничтожить нашу грешную землю.

О наших русских гениях, как Гоголь, Тургенев, Достоевский, я говорить не стану. Они знали еврея так же, как – мне стыдно сказать – я знаю марсианина. Но даже такой милый человек, как Чехов, которому, как видно, все же приходилось присматриваться к евреям, делает в этом отношении подчас – да простит он мне – такие уморительные промахи, о которых нельзя вспоминать без смеха. Таковы были мои мысли, в те минуты, когда я рвался к Яснополянскому Апостолу, я не говорю. Конечно о том, что, как и многие из моих братьев, я был глубоким приверженцем его великого таланта и высокогуманного учения.

ЗАБЫТЫЕ СООБЩЕСТВА

  Из-под пера Яснополянского Апостола вышла статья «Первая ступень» (1892), которую можно считать первым манифестом вегетарианства в России. И не успела статья (затем вышла и отдельной книжицей) спланировать на грешную землю, как в Российской империи стали появляться вегетарианские сообщества: Санкт-Петербург (1901), Варшава (1903), Киев и Кишинев (1908), Москва (1909), Вильно (1910), Минск (1911), Саратов, Полтава, Одесса, Ростов-на-Дону (1912), Харьков (1913), Житомир, Екатеринослав, Екатеринодар, Тюмень…

 А попутно – открывались столовые, в которых можно было поесть вегетарианской пищи. И, что самое интересное, во всех подобных заведениях висели портреты Льва Николаевича Толстого.

Великий писатель проповедовал не узкую проблему – что можно, а чего не следует есть, но главный принцип нравственности. Это подчеркивает Иосиф Перпер в статье «Лев Толстой как вегетарианец» (“ВО» от 15.01.1909 – первый номер издания): «Не только в «Первой ступени» выступает великий учитель проповедником вегетарианства, он выступает таким почти во всех своих произведениях. Со всех страниц, написанных им, веет словом и мыслью: «Не убий!» Мысль старая-престарая, но новая и обновляемая великим учителем. Не самоубийство протестует против убийства, а жизнь, действительность, являющиеся сами по себе, своим существованием, протестом против нарушения их жизненного процесса».

«ПИСЬМО ШОЛОМЪ–АЛЕЙХЕМ КЪ I. П.»
(окончание)

Я всегда думал, что его учение – наше учение – иудеистическое. Во многих и очень многих пунктах сошелся он, по моему разумению, с нашими мудрецами и святыми. Его постоянная и беспрерывная борьба «съ духомъ зла», дьяволом искушения, его отказ от убоины, его великая проповедь о любви ко всему живому, его искание Бога, его последний уход и вечно присущее ему стремление уйти от самого себя, его смерть и даже погребение – все так напоминает великих духовных героев наших иудейских сказаний.

Шолом-Алейхем

Я глубоко верил, что при личном свидании мне будет легче передать этому великому художнику и мыслителю, что в огромном море несчастных людей, где каждый несчастен на свой лад, есть несколько миллионов страдальцев, которых постоянно высмеивают, унижают, у которых отняли все человеческие права и выставили на позор пред всем миром, которые ждут его сильного, мощного, слова, как Мессию….

Я имел только случай письменно снестись с ним в 1904 году по поводу частного вопроса после первого большого «классического» Кишиневского погрома. На принципиально затронутый большой вопрос он ответил мне несколькими сильными строками. Одно из его писем ко мне было в свое время опубликовано, хотя и не целиком. Со времени Кишиневского погрома до сих пор мы, слава Богу, так далеко ушли, что нынешний момент едва ли своевременен для опубликования этого письма…

Нет, я не удостоился знать Толстого лично. И со скорбью буду я думать об этом до последнего дня моей земной жизни. Очевидно, суждено, чтоб мы встретились где-то там, по ту сторону жизни; там, где – будем надеяться – нет «ни черты осъдлости, ни еврейскаго вопроса».

Только – пусть это свидание не так скоро состоится. Хочется, видите, еще немного помучиться здесь посмотреть, что будет дальше…

Нерви.
Шолом-Алейхем


А ДАЛЬШЕ БЫЛА НЕ РАСТИТЕЛЬНАЯ ЖИЗНЬ

Журнал “ВО» прекратил свое существование в 1915 году, «Московское вегетарианское общество» было закрыто в 1930 году. Вегетарианские столовые (в 1904 году их было 10, а в 1914 – 73) остались в прошлом, а само вегетарианство объявлено «врагом народа» («Вегетарианство, основанное на ложных гипотезах и идеях, в СССР не имеет приверженцев», - утверждалось в Большой советской энциклопедии), и статью «Первая ступень» великого писателя старались не перепечатывать, а с ней предали забвению и толстовское понимание вегетарианства, как мировоззрения, которое могло привести к коренным реформам в личной и общественной жизни в России – но в стране уже бушевали кровавые процессы и далеко не растительная жизнь.
Количество обращений к статье - 851
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (3)
Захар Гельман, Реховот | 19.04.2018 16:51
Интересно!Замечу, что Ян Топоровский не просто журналист. В определенном смысле он и архивист, ибо поднимаемые темы подкрепляет мало кому известными источниками.
Гость S. | 18.04.2018 21:19
Очень интересно и познавательно. Спасибо автору.
Serge Kova | 18.04.2018 02:16
Очередная статья великого журналиста-исследователя Яна Топоровского. Очередная радость от встречи с его творчеством. Спасибо ему за статью. Спасибо Издателю за ее пуликацию.

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку

* - Комментарий будет виден после проверки модератором.



© 2005-2018, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com