Logo
12-24 авг.2018



Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!
Сегодня в мире
17 Авг 18
15 Авг 18
15 Авг 18
15 Авг 18
15 Авг 18
15 Авг 18
15 Авг 18
15 Авг 18
15 Авг 18





ЕВРЕЙСКИЙ ПИСАТЕЛЬ
БОРИС САНДЛЕР
в студии Черновицкого ТВ





RedTram – новостная поисковая система

Прямая речь
Пир радости и минута молчания
Яков Басин, Иерусалим

«Евреи не празднуют побед.
Евреи празднуют избавление».
Э.М.Ремарк. «Тени в раю»

Весна завершает свою каденцию, и ее место постепенно занимает лето. Стали забываться долгие зимние ночи, и после серых бесцветных дождливых дней пробудилась от спячки яркая природа Средиземноморья. Остались в прошлом пасхальные праздники, и еврейский народ, в очередной раз отметив свой выход в мир свободного независимого существования, отпраздновал День независимости (Йом а-Ацмаут) — главный государственный праздник страны. Именно в этот день, 5 ияра 1948 года, было провозглашено Государство Израиль. По светскому календарю эта дата пришлась на 14 мая. Как всегда, этому дню предшествует еще один, не менее важный день – День поминовения павших солдат Израиля и жертв террора (Йом а-Зикарон).

Счет павших в нашей стране ведется с 1860 года, и включает в себя, в общей сложности, 23645 человек – участников подпольных военизированных организаций еврейской общины («Йишув hа-Йеhуди»), а с 1948 г. – солдат и офицеров Армии обороны Израиля и других служб безопасности, чьи воины погибли или скончались во время исполнения своего долга. За прошедший год скорбный список пополнился 101 новым именем. В отдельном списке – жертвы террора. Их 3134, в том числе 12 имен, которые добавились за минувший год. Учет всех погибших – поименный, за все 158 лет.

В июле 2017 года Кнессет принял один чрезвычайно важный закон, освящающий славное прошлое народов, победивших нацизм, Закон о 9 мая. Он был вынесен на голосование по инициативе партии «Наш дом Израиль» и принят единогласно. В результате официально отмечаемый в России и в некоторых других странах на постсоветском пространстве День Победы 9 мая внесен в реестр государственных праздников, который ныне отмечается в Израиле на государственном уровне. В этот день в Москве и столицах нескольких стран тве столиц на постсоветском пространстве будут проходить военные парады и праздничные демонстрации. Будут звучать громкие речи и бравурные марши. Будет и минута молчания в память о погибших. А вечером ночное небо будет раскрашено ся фейерверками праздничных салютов.

Иерусалим. «Яд ва-Шем». Зал Имён…

Все это замечательно, но вот только никак не отделаться от одного важного вопроса: неужели минуты молчания достаточно, чтобы помянуть всех, кто отдал жизнь на фронтах или погиб в результате иных военных действий? А ведь смертельный счет идет на десятки миллионов.

22 марта 2017 года в России были опубликованы рассекреченные данные Госплана СССР об убыли населения страны в 1941 – 1945 гг. Цифра, способная привести в смятение. Оказывается, общая убыль населения СССР в 1941–1945 годах — более 52 миллионов 812 тысяч человек. Из них безвозвратные потери в результате действия факторов войны — более 19 миллионов военнослужащих и около 23 миллионов гражданского населения. Пятьдесят два с лишним миллиона! Четверть населения огромной советской империи, т.е. каждый четвертый! Так можно ли 9 мая считать праздником победы? Ведь дня поминовения павших в годы Второй мировой войны в России и на постсоветском пространстве нет.

Да, будут парады и демонстрации, праздничные гуляния и фейерверки, будет всеобщее ликование, и лишь одна отнюдь не малая часть населения, не нарушая общей атмосферы радости и ликования, молча соберется в местах, куда, как правило, кроме них и в обычные дни никто не заглядывает. Это – мои соплеменники. Им не приходится праздновать победы, потому что подсчитывают они не число трофеев, а число потерь, понесенных в годы гитлеровской оккупации. Потерь, исчисляемых миллионными цифрами.

И вот теперь, с высоты нашего исторического роста, изучив и проанализировав истоки трагедии, мы можем с уверенностью сказать: в этой безумной бойне у евреев практически не было шансов остаться в живых. С одной стороны были германские фашисты, у которых антисемитизм носил патологический характер. Они видели в евреях некий особый класс, который спровоцировал революцию в России, Венгрии и Германии и который являлся катализатором всех общественных беспорядков в Европе. Они были убеждены, что большевизм и еврейство – суть одно целое и что, уничтожив евреев, они подорвут основу всего советского строя, поставившего перед собой задачу захватить весь мир с помощью всемирной революции.

А с другой стороны евреев окружал враждебный мир, который не только не успел за короткие два десятилетия советской власти излечиться от многовекового антисемитского прошлого, но который за эти же самые короткие два десятилетия успел подорвать основы еврейской культуры, уничтожив религию, закрыв все еврейские школы, техникумы и еврейские факультеты в вузах, уничтожив театры, издательства, газеты, журналы, физически расправившись со многими деятелями еврейской культуры. Впрочем, и на их совести немало расправ со своей национальной культурой, только говорить об этом мы сами очень не любим…

Тоталитарные режимы Германии и СССР развивались по одним законам. Они не могли существовать без проповеди великодержавного шовинизма, и антисемитизм становился одним из механизмов этого процесса, только в Германии он был провозглашен во всеуслышание, а в СССР носил скрытый характер. В результате, даже тогда, когда всему миру уже стало ясно, какая судьба уготована евреям нацистами, руководство в СССР своей политики не изменило.

В то же время нет ни одного факта, что Сталин и его окружение хотя бы один раз за всю войну обсудили трагическую судьбу одного отдельно взятого народа, подлежащего физическому истреблению только по причине своего происхождения. Поэтому нет ничего странного, что большинство местного населения на оккупированной территории в лучшем случае занимало позицию стороннего наблюдения. В худшем – евреи становились жертвами грабежей, доносов и предательства.

Практически во всех населенных пунктах есть места упокоения жертв нацизма. В Беларуси такое место называется «Яма», на Украине – «Бабий Яр». Отмечены эти места каким-то, чаще всего, не очень впечатляющим обелиском, хотя есть и подлинные мемориалы. Здесь на свои траурные митинги и собираются представители местных еврейских общин в День Победы, – если, конечно, в этом населенном пункте еще остались евреи. Звучат наполненные вековой печалью речи. Выступают бывшие узники гетто, еврейские партизаны, ветераны войны, которых с каждым годом всё меньше и меньше. Заготовлены какие-то тексты у представителей административных органов (эти чиновники зачитывают приготовленные для них речи, как обычно, с листочка). Подходят к микрофону и активисты еврейских организаций. В заключение местный раввин (если он есть) читает поминальную молитву – кадиш. Потом идет возложение венков, цветов.

Пожилые евреи, вспоминая вековую еврейскую традицию, кладут жменьки гравия. По окончании мероприятия, которое почему-то тоже носит название митинга, люди расходятся по домам, и каждая семья пытается загладить душевную боль рюмочкой спиртного. Да, это и есть праздник со слезами на глазах. И разделить нам эту боль в толпах ликующих людей, к сожалению, не с кем.

Катастрофа, постигшая все народы Беларуси в годы Второй мировой войны, оставила на этой земле несмываемые следы, и, в первую очередь, в сознании людей. Я прожил в этой стране почти всю сознательную жизнь, и успел это очень хорошо ощутить, не говоря уже о том, что вся семья моего отца (кроме тех, кто успел до войны уехать учиться в центр страны) осталась лежать рядом с городом Погостом в 100 км южнее Минска.

Точной статистики народонаселения Беларуси за период 1939-1945 гг. нет. Есть лишь приблизительные расчеты. Дело в том, что в этот промежуток времени в белорусском регионе происходили громадные геополитические изменения: присоединение западных областей, появление огромного потока беженцев от рвущихся на Восток нацистов, депортации большого числа так называемых “западников” в результате массовых «чисток» и т.д. Данные, приводимые разными авторами, во многом расходятся. Думается, наиболее достоверные данные приведены в энциклопедии «Холокост на территории СССР» (М. РОССПЭН, 2009). Цитата: «В Белоруссии от рук нацистских оккупантов погиб каждый четвертый житель республики, из них каждый третий был евреем. По числу жертв Холокоста на территории СССР (свыше 800 тыс. чел) Белоруссия занимает 2-е место после Украины».

В сегодняшней реальной жизни День Холокоста, к сожалению, отмечается только еврейскими общественными и религиозными организациями. Да и мемориализация памяти жертв нацизма находится на том же уровне. В Беларуси сегодня установлено 425 памятников, памятных знаков и мемориалов. Большая часть из них – результат деятельности еврейских общин и общественных организаций, собиравших средства на благотворительные пожертвования евреев всего мира. Доля государства на это великое дело, увы, невелика. Вот к и получается, что память трагедия евреев остается делом самих евреев.

Количество обращений к статье - 618
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (6)
Давид Мааян (Черноглаз). | 15.05.2018 14:50
"В июле 2017 года Кнессет принял один чрезвычайно важный закон, освящающий славное прошлое народов, победивших нацизм, Закон о 9 мая."

Опасаюсь, что я Вас, уваж. Яаков не понял.
День памяти погибших в Шоа и борцов с нацизмом есть в нашем календаре и отмечается общенародно. Разумеется, это не праздник.
День победы в ВОВ (подчеркнем, не ВМВ) превращен в России в главный гос. праздник, отмечаемый подобно язычкской тризне. Нам это чуждо и отвратительно. Попытки внедрить это свинство полностью противоречат нашей традиции и морали.
Наконец, есть памятный день (не праздник!) победы над Германией Гитлера отмечаемый на Западе, и это 8ое мая.
О каком "дне победы" пишите Вы, и в чем смысл пресловутого закона НДИ?
В моем представлении этот закон - вредное и лицемерное решение, содействующее внедрению победобесия на земле Израиля.
Неужели Вы, уважаемый Яаков, одобряете его?
Гость | 10.05.2018 02:38
Sava! Вы странный человек - вам толкуют о вещах жизненных, феноменологических, а вы , как первоклассник или слушатель совпартшколы - все по клеточкам скачете и выдаете рекомендации - чего можно, а чё низзя. Вы хоть жили в то время, о котором идет речь? Вам говорится о реалиях - а вы выдаете "Краткий курс". А я ведь хорошо помню и довоенное время, и войну, а уж o послевоенном периоде - и говорить нечего. Все обсуждалось, но не так, как это пишут писатели и журналисты. Самое ценное - народная память. Она разрушает все конструкции и все идеологические химеры долговременной социальной лжи. Только сейчас приходит понимание сложности мира, и начинают говорить в полный голос о героизме евреев, о том, что мир относится к еврейскому народу как отпетый трус, шкурник и предатель. Что сами евреи делали и делают много для собственного самоистребления - посмотрите на публикации этого номера: здесь разбирается куча современнейших и застарелых проблем. Люди не стесняются врать, ловчить и извращать и историю, и культуру. Почитайте панегирик Бродскому - как скверного, тщеславного, недоученного закомплексованного человека, примитивного стиходела, возводят в ранг великого русского классика и нравственного страдальца-интеллигента "не умещающегося в синагогу"(!?).Известно, что он нас именовал «Жидостаном». А ведь Израиль - один из ведущих центров современной культуры... Мы живем в переходное время. И хорошо, что редакция издания явственно понимает и чувствует его пульс и ничего не распределяет по клеточкам, как это пытаетесь вы нам навязать.  Будьте человеком, но не в футляре, а открытым - ведь мы должны быть мобильными - а я ведь помню, как под бомбежками удалось вырваться на Урал, а многие родные - остались лежать в расстрельных рвах. ПОБЕДА-ОБЕДА-БЕДА-ЕДА-ДА....и А-аааааааа - дикий вой матери в ночь на 9-е мая, нервный срыв, от которого "этот праздник со слезами на глазах" всю жизнь комом в глотке стоит. Будьте здоровы. - Ю.К.
Sava | 09.05.2018 14:36
Ю.К.
...в плавильном котле уничтожались все национально-культурные ценности, а религиозные - в первую очередь.

1.
Но, Сталин, как Вы утверждаете,был крупный теоретик по нац. вопросу, но не упомянули, что был он и гнусный циник и врун.Лгал он и в декларации о равном праве всех народов СССР хранить свои традиционные национальные культурные обычаи. Они, по его требованию, должны быть национальными по форме и социалистическими по содержанию.И вообще, тиран не считал для себя
обязательным следовать провозглашенным принципам.
2.О все остальное, о чем вы толкуете,-азбучные всем давно хорошо известные истины.Кроме, быть может,сообщения о героической и трагической судьбе вашего отца .
Это всегда уместно. В этот день, краха нацистского режима,и великой скорби и памяти о всех неисчислимых жертвах той проклятой войны, всем честным людям свойственно испытывать потребность вспоминать своих родных и близких,павших в той войне.Но не обязательно свою личную скорбь выставлять на общественное обозрение.
Гость | 09.05.2018 05:46
Вы, Sava, если и жили в СССР - то на другом глобусе.
Скорее всего, вы просто не знаете, что позиция большевиков по национальному вопросу менялась в зависимости от обстоятельств. Сталин был главным теоретиком по национальному вопросу. Поскольку декларировался пролетарский интернационализм и отмирание наций и языков при коммунизме - в плавильном котле уничтожались все национально-культурные ценности, а религиозные - в первую очередь. Общества крестьянские и традиционные - просто уничтожались как чуждые, непролетарские слои населения. Это же коснулось ремесленников и торговцев, не говоря об интеллигенции - они были объявлены лишенцами. Но попутчики привлекались как полупролетарские, бедняцко-люмпенские элементы. Поэтому основная масса евреев еще могла учиться в школах и даже институтах на родном языке идиш. Из этих ребят была создана новая советская интеллигенция - ведь русская попросту уничтожалась на корню. Население было недовольно быстрым социальным ростом пассионарной еврейской нации, вышедшей из штетлов черты оседлости в современное индустриально-культурное общество. Уже до войны, помимо традиционно народного, начался государственный антисемитизм - были закрыты еврейские школы и вузы. Во время войны был мощный всплеск как народного, так и государственного антисемитизма - я помню его по периоду пермской эвакуации. Хорошо известно, что евреи были самыми отчаянными бойцами и офицерами, но их старались всеми силами лишать наград за боевые подвиги. А то, что многие из евреев, представленных к званию Героя Советского Союза, вышвыривались из списка - хорошо известно. Или их подвиги приписывались людям иных национальностей. Сталин во время войны по сути объявил себя лидером великого русского народа, борющегося с фашизмом. Евреи обеспечивали многие ключевые положения войны, в том числе и пропагандистские. Мой отец был один из известных военных корреспондентов. Погиб он в боях за Вильнюс, будучи парторгом батальона морской пехоты. И когда Щербаков вызвал Ортенберга, выговаривая ему, что среди корреспондентов слишком много евреев - он сказал, что это не совсем так, поскольку большое число из них - гибнут в составе действующих войск - и назвал в качестве примера фамилию моего отца.
Я неоднократно писал, что именно советские евреи преломили ход Второй Мировой войны. Это очень неудобная истина как для Запада, так и для России, не говоря уж об израильском истеблишменте, с его нахрапистостью и хватательными рефлексами.
Сталин всегда убирал людей толковых и независимых, помогавших народу и стране выкарабкаться из бездны, куда их загнали безумные политические авантюристы. Поэтому он с такой поспешностью убил Михоэлса и ЕАК, обеспечивших неотложную помощь Америки уже в конце 1941 года. Гораздо позже стала разыгрываться и израильская карта. Государственный антисемитизм был официальной, ничем не прикрываемой установкой. Даже процентная норма не декларировалась, поскольку фактически полуофициально евреи объявлялись носителями двойного гражданского сознания. В 1960-м году на работу в Харьковский Университет евреев не принимали. Я в это время уже занимался научными исследованиями, и меня захотели определить на работу внештатную - в Научно-исследовательский сектор при университете. Такая же ситуация была и с математиком Юрием Палантом. Наши отцы работали до войны в университете, и их имена были на памятной доске погибших на войне. Помогли лишь только письма и документы, удостоверяющие факт и обстоятельства гибели - а иначе в лаборанты на полставки НИСа не принимали. Cтранно - как при этом уйма евреев оказывалась в университете - ума не приложу. А среди людей быть антисемитом или вообще шовинистом - считалось низостью. - Ю.К.
Sava | 06.05.2018 12:43
Я.Басин:
...антисемитизм становился одним из механизмов этого процесса, только в Германии он был провозглашен во всеуслышание, а в СССР носил скрытый характер.

Точнее будет сказать,что не столько носил он скрытый характер, сколько нагло и цинично подменялся лживыми декларациями о его идеологической недопустимости.
В остальном разделяю ваше,Яков, мнение и эмоции по этой, всегда болезненной для евреев, теме.
Развитие событий в пост советской России, и в других пост советских республиках,дают основание утверждать,что желаемых позитивных перемен там в отношении оценок Катастрофы европейского еврейства не ожидается в обозримом будущем.
Гость | 05.05.2018 00:16
Когда я говорил, живя в СССР, а потом и в Израиле, что День победы не праздную, люди, поздравлявшие меня с ним - жутко удивлялись, а порой и возмущались. Мои объяснения - что почти вся семья погибла, и я остался единственным мужчиной - не встречали ни сочувствия, ни понимания. Я вообще не любил и не люблю праздники - ни советские, ни турецкие, ни еврейские, ни татарские - разве что кавказские идут не от идеологии, а от человеческого начала. Это немногий из миров, где чтут единичного человека, а не стадо.
Любая национальная и государственная идеология мне органически чужда - все "скрепы" рассчитаны на обывателя. Поэтому современный мир по сути катится в тартарары. Чехов - единственный из людей культуры, кто это предвидел более 100 лет тому назад в пьесе "Вишневый сад": ЧЕЛОВЕКА ЗАБЫЛИ...
Евреи, как всякий восточный народ - люди Эроса: жизнелюбы, несмотря ни на что. Однако традиционное воспитание еврейской общины в галуте, да и в реконструированном ишуве - танатическое: мы говорим не о первичности жизни человека, а о необходимости почитания похоронных ритуалов и памятников, а о героизме - так не очень: это типичный Танатос, культ жертвы. В Израиле жертву нередко убивают дважды. Это двойной Танатос - достаточно вспомнить о безобразиях с семьей Меира Каhане, с могилой Баруха Гольдштейна, о посмертном шельмовании героев и о продаже могил еврейских патриархов инородным агрессорам. Если мы не уважаем сами себя - то кто же нас будет уважать и будет с нами считаться?!
Яков Басин озабочен "пиром радости" достаточно справедливо и разумно. Философские доводы, касающиеся его публикации, я привел - здесь дело не только в прошлом, но и в том, что нас всех ожидает при такой системе жизненных ценностей. Есть и частное замечание: Яков несколько запутался в антисемитской мотивации гитлеровцев.  Напомню лишь, что германский нацизм - это расистское учение, и истреблялись как неполноценные не только евреи, но и цыгане, а также сексуальные меньшинства инвалиды и больные люди и старики. Расистами по сути являются многие религиозные сектанты - там манипуляции идут на уровне не антропологическом, а психическом: кому Бог дает ту или иную душу. Словом, Танатос справляет День Победы повсеместно. И без малейшего зазрения совести. - Ю.К.

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку

* - Комментарий будет виден после проверки модератором.



© 2005-2018, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com