Logo
28.06.-08.07.2018



Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!
Сегодня в мире
13 Июл 18
13 Июл 18
13 Июл 18
13 Июл 18
13 Июл 18
13 Июл 18
13 Июл 18
13 Июл 18
13 Июл 18








RedTram – новостная поисковая система

Из домашнего архива
Матильда Кшесинская:
романы и Романовы
Владимир Ханелис, Бат-Ям

"Пятница, 23 марта 1890 года. Состоится наш школьный спектакль. У меня был голубой костюм, я надела свои цветы, ландыш, костюм вышел очень изящный. Наконец приехал Государь, Государыня, Наследник. Все бросились к дверям, и я тоже, но осталась позади всех: мне не хотелось толкаться, я знала, что еще увижу Их Величеств.

После спектакля вся Царская фамилия осталась с нами ужинать. Мы сговорились просить Государя сесть за наш стол. Наследник, что-то сказав, сел возле меня. Мне было очень приятно, что Наследник сел возле меня. Наследник тотчас обратился ко мне и очень меня хвалил. Он меня спросил, кончаю ли я в этом году училище, и когда я ему ответила, что кончаю, он добавил: "И с большим успехом кончаете!" Наследник заговорил с Женей, я незаметно могла его разглядывать. Он очень понравился, и затем я уже разговаривала с ним кокетливее и смелее, не как ученица".

Наследник Николай и Матильда. Фото: Public Domain/

Так впервые Маля и Ники увидели друг друга. Так впервые познакомились прелестная выпускница Императорского хореографического училища Матильда Кшесинская и цесаревич Николай, наследник престола Российской империи. Так она написала об этой встрече в своем дневнике. А вот что о той же встрече написал он: "23 марта 1890 г. Поехали на спектакль в Театральное училище. Были небольшие пьесы и балет – очень хорошо. Ужинали с воспитанницами".

Лаконично и без упоминания Кшесинской. Впервые ее имя встречается в дневниковой записи цесаревича от 17 июля 1890 года: "Кшесинская 2-ая (1-ой называли ее сестру, тоже артистку балета Юлию. – В.Х.) мне положительно очень нравится".

Это история короткой любви двух молодых людей. История, о которой спустя 120 лет вдруг вспомнили, пытаются переписать, изменить, "исправить".

Эти люди жили в конце XIX – начале ХХ века. Жили, любили, грешили, совершали благородные поступки, мало задумываясь над тем, каким будет их образ в глазах далеких потомков. Но остались документы, дневники, воспоминания.

Читать дневники Матильды Кшесинской, часть из них (записи до 23 января 1893 года) спас во время разгрома ее особняка в Петербурге в 1917-м неизвестный человек, интересно и сложно. То же и с дневниками Николая II. Мы не понимаем, как мыслили эти и окружающие их люди, какие у них были представления о жизненных правилах, нормах поведения. Почти ничего не знаем о быте, нравах, привычках высшего света того времени. Нами забыты такие слова и понятия как флирт, увлечение, страсть, полунамеки и намеки, сдержанность в чувствах и поступках, правила любви, игра в любовь (не путать с "любовными играми!"), грех, покаяние и т.д.

Сегодня всех, в основном, интересует в этой "лав стори" только один вопрос – было или не было между Малей и Ники (так они нежно называли друг друга), между балериной и наследником престола интима? Боюсь, статья может разочаровать читателей – нет никаких исторических документов, включая дневники действующих лиц, из которых можно было бы сделать однозначный вывод – было. Замечу, что даже самые рьяные сторонники положительного ответа "было" считают, что такие интимные отношение могли продолжаться не более четырех месяцев зимы-весны 1893 года.

... Но пора, пора переходить к биографии Марии-Матильды Адамовны-Феликсовны-Валериевны Кшесинской – так звучит полное имя этой необыкновенной женщины, артистки балета и педагога, прима-балерины Мариинского театра, заслуженной артистки Его Величества Императорских театров, Светлейшей княгини Романовской-Красинской, покорительницы сердец мужчин дома Романовых.

Она родилась 31 августа 1872 года в Лигово, под Петербургом. Балет, сцена были ее судьбой. Дед – знаменитый скрипач, певец, драматический артист. Отец – непревзойденный исполнитель мазурки, польский танцовщик, артист Мариинского театра Феликс Кшесинский. Не один год танцевала на сцене и мать, Юлия Доминская. Сестра – балерина Юлия (Кшесинская 1-я) в замужестве баронесса Зедделер. Брат Иосиф – танцовщик, балетмейстер, заслуженный артист республики, умер в блокадном Ленинграде в 1942 году. В восемь лет Матильда поступила в хореографическое училище. После окончания принята в труппу Мариинского театра.

Кшесинская была одаренной и трудолюбивой балериной. Танцевала партии феи Драже в "Щелкунчике", Пахиты в одноименном балете, Одетты-Одилии в "Лебедином озере", Никии в "Баядерке" и многие другие. Матильда первой из русских балерин исполнила 32 фуэте подряд, что до нее делали только итальянки.

... Жизнь в те времена была короче нынешней, протекала она быстрее, а вот романы развивались неторопливо. Осенью 1890 Николай отправился в большое путешествие на Дальний Восток, потом с семьей – в Данию. Виделись они редко, на людях в театре, потом обменялись фотографиями, затем он стал приезжать к ней домой. Они обедали, ужинали, пили чай, разговаривали, катались на санях... Своими визитами к Матильде цесаревич доставлял много хлопот полиции, отвечавшей за его безопасность. Но продолжим чтение дневников.

"Суббота, 4-го января 1892 года. Я пошла по коридору 2-го яруса театра. Увидела Наследника и забыла всё, что делается вокруг меня. Но как я была безумно счастлива, когда Наследник подошел ко мне и подал руку. Я почувствовала его долгое крепкое пожатие руки, ответила тем же и пристально посмотрела ему в глаза, устремленные на меня.

Я не в силах описать, что со мной делалось, когда я приехала домой. Я не могла ужинать и, вбежав к себе в комнату, рыдала, и у меня так болело сердце. Первый раз я почувствовала, что это не просто увлечение, как я думала раньше, а что я безумно и глубоко люблю цесаревича и что никогда не буду в силах его забыть".

Матильда Кшесинская не была наивной и простодушно-влюбленной девушкой. Она мечтала о славе, понимая, что для карьеры в Императорском театре актрисе нужен хороший покровитель, а о лучшем, чем Наследник, и мечтать не приходилось. Матильда искусно "подталкивала" действие романа. Для встреч с Ники она переехала из родительского дома в новую квартиру. Правда, соблюдая приличия, жила в ней вместе с сестрой.

"3 марта 1892 года: "Цесаревич приехал в 12-м часу, не снимая пальто, вошел ко мне в комнату, где мы поздоровались и... первый раз поцеловались..."

Однако Наследник не торопил события. Он был влюблен в Малю, но...

"4 апреля 1892 года: ... А с апреля по сие время я страстно полюбил (платонически) маленькую Кшесинскую..."

Для него это был первый опыт длительного общения с молодой, красивой девушкой. Но это вовсе не означало, что Ники был от Малечки без ума или собирался связать с ней свою судьбу. Он хорошо знал правила игры.

Матильда Кшесинская при встречах и в переписке все чаще и чаще убеждала, просила Ники "познать таинства любви". Он соглашается с ней, однажды даже сказал: "Да, пора!" Однако не пришел на встречу, которую она так ждала.


Матильда
Маля (и это чувствуется в дневниковых записях) огорчена, раздражена: "... Если бы я уже была не невинна, тогда бы он не задумываясь со мной сошелся"... "Ники говорит, что не может быть у меня первым, что это будет мучить его всю жизнь. Он не может быть первым! Смешно! Разве человек, который действительно любит страстно, станет такое говорить? Конечно, нет".

Известие о предстоящей помолвке цесаревича с принцессой Алисой Гессенской вызвало настоящий взрыв ревности и отчаяния у Кшесинской. Вот ее письмо к Наследнику: "Если бы ты знал, Ники, как я Тебя ревную к А. Ведь Ты ее любишь? Но она Тебя, Ники, никогда не будет любить, как любит Тебя Твоя маленькая Панни! Целую Тебя горячо и страстно. Вся Твоя".

Восьмого апреля 1894 г. в немецком городе Кобурге состоялось обручение наследника престола с немецкой принцессой Алисой Гессенской, после чего, как пишет Кшесинская, цесаревич никогда больше у нее не бывал.

А дальше... Дальше их дороги разошлись. Для Николая II она закончится в 1918 году в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге. Для Матильды Феликсовны – в 1971 году в Париже.

Но это будет еще не скоро. Маленькая "Панни" быстро утешилась. Новым ее избранником стал новый представитель дома Романовых, Великий князь Сергей Михайлович, внук Николая I и двоюродный дядя Николая II. Неженатый Сергей Михайлович опекал ее многие годы. Благодаря его покровительству она стала настоящей хозяйкой русского балета, и очень разбогатела. В 1904 году Кшесинская уволилась из театра и с ней был заключен контракт на разовые выступления – сначала с оплатой по 500 рублей за каждое, с 1909-го – по 750. Огромные по тем временам гонорары. В 1906 году Кшесинская стала владелицей роскошного особняка в Петербурге. Во дворе хозяйку ждали автомобили и конные экипажи. Был даже коровник – Матильда обожала парное молоко.

Однако чувства Сергея Михайловича подвергались жестоким испытаниям. В 1901 за Кшесинской стал ухаживать Великий князь Владимир Александрович, дядя Николая II. Но тут появился настоящий соперник – его сын, Великий князь Андрей Владимирович, двоюродный брат царя. Он был на десять лет моложе своего родственника и на семь лет младше Кшесинской.

"Это был не пустой флирт... Со дня моей первой встречи с Великим князем Андреем Владимировичем мы все чаще и чаще стали встречаться, и наши чувства друг к другу скоро перешли в сильное взаимное влечение".

Став любовницей Андрея, Матильда не рассталась с Сергеем Михайловичем и когда 18 июня 1902 года родила сына Владимира, оба они были готовы признать ребенка своим. До революции он будет "Сергеевичем", а в эмиграции станет "Андреевичем", потому что "младший" любовник женится на матери и признает его своим сыном. (Возможно, даже Матильда не была в этом полностью уверена, он и был его биологическим отцом).

Кшесинская имела все – славу, деньги, богатых любовников, но – заскучала. Результатом этой скуки стали близкие отношения 44-летней "звезды" с 23-летним партнером по сцене Петром Владимировым.

Великий князь Андрей Владимирович, готовый делить любовницу с равным был в ярости. Он вызвал танцора на дуэль, прострелил ему нос и... простил Матильду.

... "Сладкая жизнь" закончилось в 1917 году. Не будем описывать бегство Кшесинской, сына, князя Андрея с братом и матерью из Петербурга, через Кавказ, Крым, Константинополь во Францию, где у Кшесинской была вилла. К тому времени двоих других ее возлюбленных из дома Романовых уже не было в живых. Николая с семьей убили в Екатеринбурге, а Сергея Михайловича застрелили в Алпатьевске. Когда его тело подняли из шахты, куда оно было сброшено, в ладони Великого князя был зажат маленький золотой медальон с портретом Матильды и надписью "Маля".

В 1921 году Андрей Владимирович женился на Матильде Феликсовне и усыновил ребенка, которого всегда считал своим. Через пять лет Великий князь Кирилл Владимирович, объявивший себя в 1924 году главой дома Романовых в эмиграции, присвоил Кшесинской и ее потомству титул и фамилию Красинских. (С 1935 титул стал звучать "светлейшие князья Романовские-Красинские".) В Париже Кшесинская открыла балетную школу.

Во время Второй мировой войны Владимира, сына Матильды, члена масонской ложи, арестовало гестапо (нацисты жестоко преследовали масонов). По легенде, Кшесинская добилась личной аудиенции у шефа гестапо Мюллера. Сама же она этого никогда не подтверждала. Владимир провел в концлагере 144 дня, сотрудничать с немцами отказался, но был освобожден. В 1950-х годах Матильда Кшесинская написала воспоминания. Впервые они были изданы на французском языке в 1960 году, а на русском – в 1992-м. Мемуары несколько отличаются от дневниковых записей, но сделаем скидку на возраст автора.

Матильда Феликсовна не дожила до столетнего юбилея несколько месяцев. Умерла 6 декабря 1971 года в Париже, пережив мужа на 15 лет, а сына – на три года. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

... Закончив писать этот материал, я снова перечитал дневники Николая II за 1892-1893 гг. и неожиданно наткнулся на короткую запись: 25 января, понедельник, 1893 год. Вечером полетел к моей М.К. и провел самый лучший с ней вечер до сих пор. Находясь под впечатлением – перо трясется в руках". Ничего конкретного, но какие эмоции! Что же могло произойти между Ники и Малей такого, после чего у него даже полдня спустя руки тряслись от возбуждения? Значит... Все-таки было? Оставляю вопрос читателям ….

*     *     *

КНИГИ В.ХАНЕЛИСА
"Родились и учились в Одессе.
Материалы к энциклопедическому словарю".

570 стр. большого формата, около 5.000 персоналий.
Стоимость книги: в Израиле - 99 шек.;
в Европе, США и странах СНГ - $34,99.


"В нашем странном городе".
Сборник мистических и фантастических рассказов.

Стоимость книги в Израиле - 55 шек.;
в Европе, США и странах СНГ - $19,99. В цены входит пересылка.
Для заказов обращаться: V. Hanelis, 11 Livorno str., apt. 31,
Bat-Yam, Israel-59644, telfax +972-3-551-39-65,
e-mail - vhanelis@gmail.com
Количество обращений к статье - 1039
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (19)
Гость | 25.05.2018 20:35
В очередной раз мы сталкиваемся со скромностью нашего дорогого и любимого НАРОДНОГО КОММЕНТАТОРА. Не было никакого желания смутить Юрия Исааковича. Просто хотелось перенести все его оценки журнала "МЗ" и на самого КОММЕНТАТОРА. Разве это неправильно? Разве Юрий Кац не стал неотъемлемой частью издания, о котором он всегда говорит столь уважительно? А в слове "Радуйте" просто вкралась опечатка в виде пробела, над чем остроумно пошутил наш НАРОДНЫЙ КОММЕНТАТОР. Но о его чувстве юмора мы уже не раз говорили.
Гость | 25.05.2018 13:12
Все панегирики звучат очень смешно, особенно ваш неожиданный оборот: "Рад уйте" - полный аналог знаменитого украинского слова : РЯТУЙТЭ, т.е. "спасите!" в переводе на русский, или SOS - в англоязычно-международном эквиваленте. Спасибо за нарочито-замечательную оговорку. Нарочно не придумаешь. Учту. - Ю.К.
Гость | 25.05.2018 11:45
Дорогой и любимый КОММЕНТАТОР! Позвольте с Вами в одном не согласиться: мы, читатели не стали инертными. Во всяком случае, лично Ваше участие в публицистике с лихвой покрывает любую возможную инертность. Вы действуете, как управляемая ядерная реакция. И все мы с нетерпением ожидаем Ваших аыступлений. На любой ветке, по любой теме. Подобно тому, как велика подчеркиваемая Вами постоянно роль «МЗ», велика и роль НАРОДНОГО КОММЕНТАТОРА КАЦА. Когда читаешь Ваши умозаключения, понимаешь, что мы имеем дело с персонажем исторического масштаба. С народным профессором и с народным философом. Рад уйте нас, КОММЕНТАТОР!
Гость | 24.05.2018 17:49
Я родился в деревеньке многострадального Подольского края, где мещанская самовлюбленная вертлявость жителей Одессы, Егупца и Московской пущи - была знаком неудобоваримым. О почитателях думают люди несостоятельные. Электронный век - счастье для человека, привыкшего всю жизнь размышлять, общаться и обсуждать, живо реагируя на то, что и как тебе рассказывают. Мне очень импонирует, как журналистки выстроено это в высшей степени живое, интересное и демократичное международное издание, касающееся разных сторон существования еврейского мира. Я писал о многих цивилизационных мирах - еврейском, русском, украинском, а недавно вышла моя работа об азербайджанской цивилизации. Редакция "МЗ" хорошо понимает и освещает разные аспекты феноменологии еврейского мира и собрала прекрасный коллектив авторов. Единственно что меня беспокоит - недостаточность читательской отдачи и постепенное сужение и читающей аудитории, и качества комментариев и постов. Парадокс состоит в том, что при феноменальном росте журналистского мастерства - публика стала инертной, равнодушной - никакие средства ее не берут. Даже надрывающие душу обстоятельства инцидента Элиора Азарии - процесса, не менее значимого, чем дело Дрейфуса и дело Бейлиса, - дали достаточно невразумительные комменты читателей. И вдруг - на ветке Аси Энтовой - как исцеляющий душ, появляется четкий, ясный, просветленный коммент читателя 8:57 о сущности еврейского национального достоинства. Думаю, это отменный знак: хорошие, интеллигентные читатели возвращаются в сферу национального просвещения, которую предсталяет прежде всего современная качественная журналистика. Дай-то Бог! - Ю.К.
Гость | 24.05.2018 13:51
“Удовольствие-неудовольствие - это рефлекс павловской собачки и основной ментальный тезис учителя арифметики, заполонившего умы любителей псевдокаббалы” — как же скромен наш дорогой и любимый народный КОММЕНТАТОР! Из-за своей скромности и стеснительности он отказывается признать наше удовольствие от его аыступле6ий в «МЗ». Но мы-то знаем (как говорит всегда Кац, «советские евреи хорошо знают»), что эта скромность — характерная черта кацовой публицистики.
Сравнение своих почитателей с павловскими собачками нисколько не обижает нас, ибо публицистика Каца настолько многовекторна, что в ней мы находим все, в том числе и юмор, которым Кац владеет в совершенстве.
Вызывает удовлетворение тот факт, что Юрий Исаакович впервые признал роль комментаторов в «МЗ». Скромность не позволила маститому учёному Кацу сказать о самом себе. Но мы-то представляем («всем давно известно») уровень профессора. И всегда благодарны за мудрые мысли, которыми он щэедро делится.
Гость | 24.05.2018 10:30
Удовольствие-неудовольствие - это рефлекс павловской собачки и основной ментальный тезис учителя арифметики, заполонившего умы любителей псевдокаббалы.
Людские доминанты определил великий психолог и психиатр, живущий много лет в Израиле Вадим Ротенберг. Это концепция поисковой творческой активности. Она связана с эволюционным подходом к развитию личности и человечества в целом. В СССР в этом плане много сделала школа Лосева, и один из ее ярчайших представителей - Сергей Аверинцев. Ы Израиле - колоссальный пласт того, что зовется "русской интеллигенцией". Леониду Школьнику удалось собрать на страницах своего международного еврейского журнала превосходных авторов, но электронная журналистика - это не только профессионально пишущие многие десятилетия журналисты - но и реакция читателей, дополняющая, углубляющая и развивающая журналистский поиск.
Эта форма журналистики - реакция народа - новое веяние в интеллектуальной жизни человечества. С пишу лишь по одной причине: должны появиться умные, развитые, небезразличные к ходу истории и культуры люди. У меня ведь очень мало времени на роскошь высказывания - успеть бы завершить многое из моих разных профессиональных начинаний. и в естествознании, и в гуманитарной области.
Человек, обращающийся к людям - всегда смешон: он дует на барханы людской косности. Надеюсь, что контингент вдумчивых, образованных читателей этого издания будет расширяться и создавать великолепные комменты на позитивных форумах. Потому как первоклассная журналистика сегодня не может не иметь отклика - ведь сеть для того и создана. Работайте, ребята. И привлекайте "реактивных" читателей.- Ю.К.
Гость | 24.05.2018 07:24
И все-таки признаем, что обсуждение идёт больше вокруг комментариев Каца. И это касается не только данной статьи в «МЗ». Хотим мы этого или нет, но надо признать: Кац для «МЗ» оказался той самой пряностью, которая придаёт вкусовые качества многим публикациям. Трудно представить себе лицо «МЗ» без Каца. Конечно, есть публикации, которые хорошо читаются и без Каца. Но там, где есть Кац, возбуждаются читательский интерес и азарт. А хулителям Каца можно посоветовать: имейте чувство юмора, и тогда вместо раздражения от Каца Вы получите удовольствие.
Гость | 23.05.2018 22:05
По-моему, такое живое обсуждение - хороший знак для публикации Владимира Ханелиса.
На поднятую им тему в других изданиях высказывались многие - и гевалт стоял страшный. А тут - все по-доброму, по делу и с юмором. А ведь Ханелис определил потрясающую проблему: как искусство не разобщает, а сближает людей. Люди смеются, и смех этот благотворный. Но ведь мало кто задумывается, что когда речь идет о "еврейском вопросе" - немыслимые кары и геноцид просматриваются неотвратимо-иррационально.
Известно, что культура и искусство развиваются не только на рациональном учебно-системном, но и на иррациональном - трансцендентно-информационном уровне. В любой культуре задействованы разные этносы. В политической - в первую очередь: династические традиции имеют очень древнюю основу. Глубинные основы людских поступков определяет такая наука, как трансперсональная психология. Камень, свалившийся с горы - многоярусной, многосистемной - рождает лавину, которая, идя по руслу и направляясь в долину - погубит большую экологическую нишу со всем населением. Сумасшедший Маркс начинал как журналист, а кончил - как основоположник одной из самых кровавых социальных доктрин и стратегий. Шумный безбарьерный маньяк-музыкант Вагнер подготовил беспрецедентный геноцид еврейского народа и обеспечил фактическую гибель цивилизованной Европы, продолжение чего мы видим и сегодня. У истоков цивилизаций оказывались многие народы - и досталось им за это всем. Но евреям, с их моцартианским даром - досталось многожды и за всех. В очерке Ханелиса этот подтекст работает на уровне более чем виртуозно-кодовом: "Матильда Феликсовна" звучит очень уж не по исконно-русски, не по пролетарски - я не напрасно привел ее "двойника" сталинских времен - "Матильду Львовну". И весь вам пепел Клааса - а ведь таки ПЕПЕЛ... Где еврейское смешивается с криптоеврейским самым неожиданным образом.
А удивляться терминам не стоит. В Израиле всегда была и покуда есть мощная журналистика и эссеистика на русском языке. Межэтнический характер формирования культуры обсуждается здесь уж многие десятки лет. Хорошо, что Ханелис, Топоровский, Гордон и Сандлер, равно как Маркиш, Шафир и другие - продолжают и развивают эту традицию на страницах настоящего издания. Так что ныть и скучать не приходится. Когда есть хорошее издание с хорошими авторами - все его ждут. - Ю.К.
Игорь | 23.05.2018 19:04
Я уже совсем запутался в обрезанных концах! Самовосстановился что ли, как хвост у ящерицы, на радость выкрестам?
Гость | 23.05.2018 10:51
«КРИПТОЕВРЕЙСКИЙ сюжет в разнородных жизненных коллизиях МАТИЛЬДЫ ФЕЛИКСОВНЫ»! Вот это размах и замах! Вы хоть сами представляете, какой Вы гигант! Просто между прочим сообщить миру такой факт: Кшесинская — еврейка!!! И попутно обучить нас оригинальному словечку, которого сроду не бывало в «МЗ». И тут уже напрашивается логическое продолжение.  (К сожалению, комментарий пришел к нам с "обрезанным" концом - "МЗ")
Гость | 23.05.2018 10:41
«КРИПТОЕВРЕЙСКИЙ сюжет в разнородных жизненных коллизиях МАТИЛЬДЫ ФЕЛИКСОВНЫ» — вот это размах и замах! Вы хоть сами, дорогой и любимый Комментатор, представляете, какой Вы гигант! Просто, между прочим сообщить миру такой факт: Кшесинская — еврейка!!! И попутно обучить нас оригинальному словечку, которого сроду не бывало в «МЗ»: КРИПТОЕВРЕЙСКИЙ. И тут уже напрашивается логическое продолжение. Как говорит в таких случаях наш дорогой и любимый народный Комментатор Юрий Кац, «все советские евреи хорошо знают», что в черте оседлости очень вероятным было имя Маля — Мале — Маленю — Маленьке. Отсюда уже недалёко до имени Муля. А раз так, то мы выходим на. известную идиому: «Муля, не нервируй меня!». И, таким образом, вместе с Юрой можно выстроить ряд: Анна Павлова — Маля Кшесинская — Фаина Раневская!
Юрий Кац много раз замечал, что редакция «МЗ» сумела собрать под своим крылом выдающихся авторов. При этом он ни разу не обратил внимания на то, что и комментаторы в «МЗ» не менее выдающиеся. Но на это Юрию Исааковичу самому указывать неудобно, в силу его необыкновенной скромности. Ибо кто же, как не он, относится к самым выдающимся? Что ж, попробуем восполнить этот пробел и отметим, что в лице Каца мы имеем замечательного дорогого и любимого всеми КОММЕНТАТОРА. Выдающегося.
Гость | 23.05.2018 00:29
Господи! Да еврейское заселение Европы - очень древнее, а Африки и Аравии - тем более. По данным некоторых генетиков 20% итальянцев напрямую связаны с древнееврейскими миграциями. А уж о Скифском квадрате - и говорить нечего. Храм Покрова на Нерли был таможенной церковью, незаиленные реки были широки, как трассы, и товарообмен - шел вовсю, вплоть до Индии и Ближнего Востока. А уж о более ранней Хазарии - первом Восточноевропейском государстве знают все. Иудаизм в древние времена был, судя по всему, достаточно обширным и охватывал многие этносы и расы. Вообще у людей есть такое понятие, как "зов крови". Наша импатия по отношению к различным народам, вероятно, имеет отдаленно-генетическую и информационную природу. Важно, что в этом издании есть прекрасные авторы, пишущие о культуре, истории и связях людей. В этом плане очерк о "Мали и Ники" - это как бы тест на человечность: нельзя, недопустимо все время людей разделять, клеймить и порицать. То, что мы все общаемся и обращаемся друг к другу через континенты и океаны - знак добрый. Так же, как в русскую поэзию вошли феноменально лингвистически одаренные Пушкин и Лермонтов, а позже - Фет, создавшие сложную поэзию мирового класса по сути на пустом месте. В русском языке неожиданно ярко и живо заиграли самые тонкие человеческие чувства, природа стала не декорацией, а духовной субстанцией, как в древних языках - а дальше потомки разных еврейских родов оживили другие стороны жизни и культуры России. Балет - одно из самых ярких еврейских свершений. Достаточно Анны Павловой... Владимир Ханелис очень тонко обыгрывает в разных вариациях КРИПТОЕВРЕЙСКИЙ сюжет в разнородныых жизненных коллизиях МАТИЛЬДЫ ФЕЛИКСОВНЫ. Автор как бы протягивает жизненный мостик к более поздним - советско-имперским временам. Я помню, как в послевоенные времена еле выжила наша знакомая - скульптор Матильда Львовна Климовская. В эпоху космополитизма досталось бы и Матильде Феликсовне. Такие вот линии тянутся от этого необычно теплого ханелисовского повествования.
Неважно, каково этническое происхождение балерины Кшесинской - автор показывает, как в культуре и истории движутся линии иррациональной, трансцендентной связи. Пришельцы с Запада и с Востока и создали неповторимую Восточноевропейскую цивилизацию.- Ю.К.
Гость | 21.05.2018 19:50
Дорогой и любимый наш Комментатор!"Вы [тоже] подлинный мастер мемуарной Интриги и теплоты описания любой исторической эпохи - читатель всегда, благодаря вашему мастерству, ощущает себя современником описываемых вами героев" и авторов "МЗ". Но...
Вопрос о происхождении Марты Скавронской (именно так, в отличие от Вас, называют её исторические источники) неясен. И Вы, дороогой Кац, кажется, опрометчивы, однозначно зачислив её в еврейки. И, стало быть, все Ваши предположения вызывают сомнение.
Гость | 20.05.2018 02:42
Господи, ну до чего ж читатель пошел неосведомленный! Хорошо известно, что процент еврейской крови у русских царей последней династии не меньший, чем процент русской. Кажется, 1/138 часть - за счет Екатерины I - Марты Сковронской. Но не исключено, что и по линии Петра I наши предки поработали. А в основном они германских кровей. А там, в Европе, публика тоже вовсю гуляла туда-сюда. В Германии местами известно до 80% еврейской топонимики. Так что у русских царей - все как у людей: "Бей своих, чтоб чужие боялись!". А что будет - то и будет: пиво холодное будет... Вообще литература по влиянию средневековых евреев на жизнь и формирование Центрально-Восточноевропейских этносов, государств и городов - немаленькая. Читатели правильно, хотя и шутливо, оценивают странные моменты людской симпатии или же конфронтации. Я хорошо помню, как в 1942 году слушал в Перми оперу "Садко" и смотрел балет "Гаянэ". Спектакли давала эвакуированная Мариинка. И весь еврейский сказ: Садко - купец Цадок из ганзейского города Новгород, а Арам Ильич Хачатурян - закамуфлированный армянский еврей. Как в том анекдоте про Пушкина и Лермонтова: шли-шли, и оба они были евреями. И весь вам интим Мали и Ники. Думаю, Ханелис все это знает и много еще чего нам раскопает - он ведь суперинтеллектуал. И это радует.
Так что брайтонский Игорь колдует на воде оччень верно. - Ю.К.
Игорь | 19.05.2018 19:23
Да, да, поскольку отношения Мали и Ники, по меткому выражению Ю.К., "рождают ощущение душевной сопричастности", то вопрос об интиме становится архиважным, ведь сопричастность часто влечет и ответственность, и беспокойство: "А что мне за это будет?".
Гость | 19.05.2018 08:29

Эссе Владимира Ханелиса очень нетиписно для материалов «МЗ». И потому пока так мало комментариев. Но Юрий Кац сумел дать краткий, но, как всегда, квалифицированный анализ. Хочется, перефразируя самого Каца, воскликнуть вслед за ним: спасибо, дорогой и любимый наш Комментатор! Поражаешься тому, как Кац сумел соединить тему Николая Второго и Матильды с «коэлетовой еврейской несуетностью», что, как говорит здесь Кац, нас (читателей) «насыщает». Вот это полет мысли! Браво, Юра! Единственное, чего не достаёт в анализе Каца, это выхода на нуммиосферу. Во-первых, это сделало бы образ Мали более близким к нам, современникам. Во-вторых, это бы выстроило мостик к цивилизационному процессу. А в остальном Кац молодец, сумевший так по-еврейски подойти к сложной теме.
Гость | 18.05.2018 10:07
А может, у Матильды Кшесинской есть еврейские корни? Тогда это меняет дело. И отношения с Николаем Вторым будут смотреться уже в ином свете? Как и отношения с другими членами царской семьи. Стоит только представить, что по свету бродят потомки Романовых, которые немножечко евреи... Уж какой пойдёт ажиотаж. Не только среди антисемитов, которые окончательно запутаются. Да и нам, евреям, прибавится работы: выискивать евреев там, где их ранее не было. Это вызовет интерес к прочим царским и княжеским ответвлениям, что может породить новое направление в исторической науке и в русскоязычной иудаике.
Игорь | 17.05.2018 19:01
Спасибо редакции, думаю, что большинство читателей ЭТОГО издания просто кушать не могли, не зная - так было или не было между Малей и Ники интима? Надеюсь Мале повезло - и интим был, и не оказалась на месте Алисы, и с другими членами царского семейства БЛИЗКО познакомилась.
Гость | 17.05.2018 00:27
Спасибо, дорогой и любимый наш Автор! Вы подлинный мастер мемуарной Интриги и теплоты описания любой исторической эпохи - читатель всегда, благодаря вашему мастерству, ощущает себя современником описываемых вами героев. Может быть, потому, что взаимоотношения людей показаны с величайшим тактом, достоинством и рождают ощущение душевной сопричастности. Это очень важно, когда за окном - резвится крикливая, беспардонная повседневность. И ваш метод - как коэлетова еврейская мудрая несуетность - насыщает читателя не трагизмом проходящего, а теплотой сочувствия и сопереживания.
Спасибо. - Ю.К.
Страницы: 1, 2  След.

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку

* - Комментарий будет виден после проверки модератором.



© 2005-2018, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com