Logo
18-29 сент. 2018



Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!
Сегодня в мире
27 Сен 18
27 Сен 18
27 Сен 18
27 Сен 18
27 Сен 18
27 Сен 18
27 Сен 18
27 Сен 18
27 Сен 18











RedTram – новостная поисковая система

Резонанс
От «Человек имеет право»
до «Отпусти народ мой»
Константин Бондарь, Татьяна Лившиц-Азаз

5 марта 2018 года, в день 65-й годовщины смерти Сталина, в одном из центральных зданий кампуса Тель-Авивского университета (ТАУ) был проведен русскоязычный симпозиум "Жизнь евреев и еврейская жизнь в СССР. От убийства Соломона Михоэлса до самолетного дела Эдуарда Кузнецова". Об этом событии рассказывают сегодня Татьяна Лившиц-Азаз (Т.Л.) и Константин Бондарь (К.Б.)

Таня Лившиц-Азаз и Константин Бондарь – «родители» симпозиума

Т.Л.: Это событие было поддержано Центром изучения Диаспоры им. Гольдштейна-Горена при ТАУ и Фондом Лившица. Вы и я – главные "виновники" происшедшего. Мы готовили конференцию и готовились к ней почти полтора года. И вот этот долгожданный день состоялся. Попробуем оглянуться назад, вспомнить от какого берега мы ушли в плавание и разобраться, к какому берегу мы причалили.

Нас в каком-то смысле можно назвать осколками ядра, сплотившегося вокруг Чтений молодых ученых памяти моего отца Л. Я. Лившица (1920-1965; на снимке), "безродного космополита", литературоведа, театрального критика, проведшего в сталинских тюрьмах и лагеря около пяти лет (1950-1954), общественного деятеля и одного из первых исследователей жизни и творчества И. Бабеля времен оттепели. Чтения, основанные в ХГПУ в 1996 г, к удивлению их основателей – филологов Бориса Львовича Милявского (незабвенного друга моего отца с 1938 года, пережившего моего отца на 48 лет и умершего с ним в один день - 28 февраля) и Леонида Генриховича Фризмана, продержались 19 лет (!) во многом благодаря их бессменному (с 1998 г.) председателю Елене Анатольевне Андрущенко, в те годы – сотруднику кафедры русской литературы, ныне проректору. Тогда же мной и моим братом Яковом Лившицем был создан Фонд Лившица для поддержки Чтений.

К.Б. Характерно, что тогда, в 1996 году, спустя 30 лет после смерти Лившица его личность, жизнь и деятельность нашли отклик у многих харьковчан. Этот посыл лежал в основе идеи научных чтений памяти Льва Лившица и позволял на протяжении почти двух десятилетий проводить их ежегодно. Лев Лившиц воплощал тип интеллигента-шестидесятника, научного, общественного и культурного деятеля, верившего и не жалевшего своих сил на "очеловечивание" жизни в советском государстве. В постсоветском обществе середины 1990-х гг. еще был спрос на такой тип личности и поведения, заданный масштабными процессами перестройки. Харьковские Чтения были адресованы, в первую очередь, молодым филологам и театроведам и были ориентированы на область профессиональных интересов Вашего отца – литературоведение, критика, драматургия, театр. Талантливый и тоже безвременно ушедший театровед Евгений Русабров ввел замечательную традицию, которая наверняка пришлась бы по вкусу Льву Лившицу: после дня заседаний посещение экспериментального спектакля, а затем его обсуждение с театральным коллективом.

Т.Л.: Да, времена менялись, но дни Чтений оставались для их участников встречами-праздниками, вибрирующими от энергии творчества, от новых литературных и театральных идей. Это было событие, четкое по ощущению праздничности и приподнятости духа для всех его участников. К великому сожалению, из-за перемен в политической ситуации 20-е Чтения провести уже не удалось.

В последующие годы после нескольких неудачных попыток театроведа и критика Юлии Коваленко, постоянной участницы и автора многих публикаций о Чтениях, провести юбилейную конференцию в Академии искусств стало окончательно ясно, что в 2014 году еще одна культурная харьковская традиция оборвалась безвозвратно и отныне останется только прекрасным воспоминанием для всех, кто с ней соприкоснулся.

Вы, Костя, впервые появились на Чтениях молодым филологом в 2007 году. Помню, какое впечатление на меня произвело Ваше сообщение о "Повестях Соломонова цикла", о том, как в течение полутора столетий эволюционировала научная традиция их изучения. С тех пор Вы стали их постоянным участником. То, что два года назад Вы с семьей перебрались в Израиль на постоянное место жительства, было для меня неожиданным и приятным сюрпризом.

Естественно, разговор зашел о неудавшихся попытках провести 20-е Чтения, и вдруг практически одновременно у нас с языка срывается: а, может, попробовать здесь? Я помню охватившую меня радость и облегчение от нахождения единомышленника. Точнее, человека, которому не хватает того же, что и мне. Мы стали размышлять вслух, какие бы Чтения мы могли организовать здесь, с кем, для кого, где? И как-то очень быстро стало понятно, что это не могут быть, не должны продолжаться Чтения только для филологов и театроведов, что их темой должны быть не только герои исследований моего отца, но он сам и "ему подобные".

К.Б.: Судьба Льва Лившица оказалась ярким примером «жизни евреев» в СССР, при которой даже в официальных и разрешенных рамках «аннексии» национальной принадлежности «этический код» подобных ему людей резко отличался от общепринятого, что не могло оставаться безнаказанным. Мы хотели сделать темой Чтений его и его современников, живших интересом и любовью к литературе, к истории, к эпохе, и ставших ее жертвами – «безродными космополитами», «диссидентами», «сионистами». Людьми, жившими наперекор времени и вопреки ему. Помните, с чего мы начали? Опробовали всякие варианты, обратились с предложением в Бейт Ави Хай, но отклика не последовало. Мы почти отчаялись, и тут родилась плодотворная идея: "А что, если обратиться в Центр изучения Диаспоры при ТАУ, где я работаю научным сотрудником? Вроде бы по теме". Вскоре нас пригласили на беседу с директором Центра профессором Симхой Гольдиным, мы изложили наш план, наше видение будущей конференции и получили согласие.

Участники конференции. В 1-м ряду слева направо: Дашевская, Зоя Копельман, Мириям Гамбурд,
Татьяна Азаз-Лившиц, Нина Прейгерзон. Вторая справа - Лина Кертман, третий справа -
Александр Гордон. Во втором ряду (слева направо): Зеев ханин, Велвл Чернин, Зеев Дашевский,
Яков Басин, Леонил Смиловицкий, Хаим Бен-Яаков, Стив Левин, Константин Бондарь

Выступает Зоя Копельман, модератор - Александр Гордон

В зале конференции

Т.Л.: С самого начала мне было ясно, что одна из секций нашего форума должна быть посвящена рассказам детей о своих отцах – "безродных космополитах". Собственно, мысль эта зародилась от моего знакомства, интереса и гордости за этих «детей» и их собственной яркой творческой судьбы. (Полное окончательное название первой части симпозиума – «"Безродные космополиты" и их этический код в годы позднего сталинизма и после: личные свидетельства»).

Лина Кертман, автор книг "Душа, родившаяся где-то..." и "Безмерность в мире мер" (о жизни и творчестве Марины Цветаевой), "Воздух трагедии" (о семье Марины Цветаевой – о Сергее Эфроне и их детях как литераторах) и многих статей о личности и трагической судьбе Сергея Эфрона. Она – дочь "космополитов" Льва Кертмана и Сарры Фрадкиной. Л. Кертман – специалист по истории культуры Западной Европы и Америки, автор книги о Чемберленах. Сарра Фрадкина – филолог, автор книг о поэзии Константина Симонова и о прозе о Великой Отечественной войне. Оба – коренные киевляне, патриоты своего города, ветрами 1949 года были заброшены в Пермь. Их приютил тогдашний ректор ПГУ, настоящий русский интеллигент А. Букирев. В прошлом году историками и филологами ПГУ широко отмечалось столетие обоих. К юбилею Лина, опираясь на большой семейный архив, написала «Книгу дочери». В ней почти на 500 страницах тонко и захватывающе, как в психологическом романе, автор-дочь рассказывает о родителях и больших семейных кланах Кертманов и Фрадкиных. Получилась настоящая "сага" о жизни советских евреев-интеллектуалов и интеллигентов.

Это Александр Гордон, профессор физики и автор сборников блестящих биографических очерков-эссе о тех евреях – писателях, философах, композиторах, ученых и политических деятелях, – кто оставил заметный след в европейской культуре XIX-XX веков. Александр Гордон – сын исследователя творчества Генриха Гейне Якова Гордона и племянник талантливого музыковеда Лии Хинчин. Профессиональные карьеры обоих также резко оборвались из-за обвинения в "безродном космополитизме". Память о преследованиях старшего поколения в годы позднего сталинизма в семидесятые предопределила его – и точно так же мое – решение уехать в Израиль.

Это Мириам Гамбурд – художник, писатель, автор альбома иллюстраций к эротическим пассажам в Талмуде, доцент Академии искусств «Бецалель». Она рассказала о своем отце Моисее (Максе) Гамбурде, классике молдавской живописи, который против воли родителей поступил в Бельгийскую Королевскую академию искусств и окончил ее с серебряным дипломом. Затем юноша приехал в Эрец-Исраэль, но не нашел применения своему таланту и вернулся в Румынию, где его ждал профессиональный успех и любовь: он женится на выпускнице Бухарестской академии художеств Евгении Гольденберг. В 1940 году в результате аннексии Бессарабии Советским Союзом молодая чета оказывается в ставшем советским Кишиневе. Власть проводила по отношению к Гамбурду политику кнута и пряника: награды и привилегии чередовались с травлей, что и привело художника к трагедии – он свел счеты с жизнью. Нельзя не сказать несколько слов о Евгении Гамбурд. Вершиной ее карьеры была работа над костюмами к первому фильму одного из великих режиссеров современности Сергея Параджанова "Андриеш". Выставка Моисея Гамбурда и Евгении Гамбурд прошла в 2014 году в Музее русского искусства им. Цетлиных в Рамат-Гане.

К.Б.: А был еще и Ваш эмоциональный доклад об отце, о том, как он, блестящий аспирант, герой войны, успешный журналист, почти на пять лет угодил в сталинские лагеря за "неправильную" рецензию на спектакль "Ярослав Мудрый". Затем о его коротком и ярком десятилетии после лагеря, посвященном исследованиям драматической сатиры М.Е. Салтыкова Щедрина "Тени", фанатичному собиранию материалов о жизни и творчестве И.Э. Бабеля, воспитанию новых поколений студентов-филологов.

Вы знаете, эти "семейные" истории как бы наглядно рассказали о том, как складывался особый тип поведения советских евреев, «евреев молчания». Они выживали в предложенных условиях вроде бы без оглядки на национальные традиции, без внешних признаков еврейства, но продолжали свою работу и духовное сопротивление в избранной области. В их жизнях и творчестве отстаиваемые ими культурные человеческие ценности были естественным продолжением еврейских ценностей. Это проявлялось и в их работе писателей, ученых, в самом отношении к профессии и к своим ученикам.

Т.Л.: Папа, сын своего поколения роковых тридцатых и сороковых, убежденный интернационалист, часто упоминал высказывание Гилеля: "Если я не за себя, то кто за меня, но если я только для себя, тогда зачем я?" Это было его "руководству к действию" в отношениях с людьми и миром. Для него было очень важно привить подобный взгляд и нам, его детям, и своим ученикам.

Мой рассказ об отце очень интересно был дополнен докладом современного бабелеведа Стива Левина. Он рассказал о том резонансе, который в 1964 году вызвала републикация Львом Лившицем восьми забытых рассказов И. Бабеля и первая публикация выдержек из 40 писем писателя своим друзьям, с максимальной академической дотошностью прокомментированных исследователем. Это произошло за полгода до смерти Льва Лившица, не дожившего до своего 45-летия. Пули войны и сталинских репрессий замедленного действия достигли своей цели.

Неким итогом, подводящим черту под проблематикой первой части и одновременно меняющим угол зрения на условия и характер жизни евреев в Советском Союзе, стал доклад известного историка и публициста Якова Басина. Обобщив десятилетия взаимоотношений режима с евреями, он пришел к неутешительному выводу об этноциде, политике принуждения и поощрения ассимиляции, которой на протяжении всех лет советской власти определялись государственные решения и поведение чиновников всех уровней. Предпринятый Басиным обзорный подход послужил мостом между первой и второй частью нашего симпозиума.

К.Б.: В том-то и дело, что в годы, заявленные как хронологические рамки симпозиума, были и попытки сохранить и поддержать еврейское национальное самосознание в подполье, до того момента, когда советские евреи смогли открыто заявить о своем желании покинуть СССР. И этому мы решили посвятить вторую часть симпозиума.

И продолжением, и продуктивным противопоставлением первой части стала вторая часть, носившая название «Еврейская жизнь под гнетом: духовная альтернатива советской парадигме».

В этой части, как и в первой, прозвучали личные рассказы-свидетельства Нины Прейгерзон, Зои Копельман, Зеева Дашевского.

Т.Л.: Рассказ Нины Прейгерзон о своем отце, московском профессоре, специалисте и изобретателе методов обогащения угля Григории Прейгерзоне, мне знаком, я читала книгу ее воспоминаний о нем и его повести. Он и Алеф Цфони, чьи книги на иврите выходили в Израиле еще в пятидесятые и шестидесятые годы – одно лицо! Его произведения – это эпическое полотно о постепенном исчезновении и вымирании еврейской жизни в черте оседлости. Процесс начался в первые послереволюционные годы и завершился физическим уничтожением евреев в годы нацисткой оккупации. Перед нами предстал образ необыкновенного человека. Его можно назвать и еврейским Дон-Кихотом, и современным Иосифом Флавием. Результаты его литературного творчества поражают масштабами и бесценностью исторического свидетельства. А в жизни это был благородный и скромный человек, тоже сполна хлебнувший из чаши страданий сталинского зэка.

К.Б.: Прекрасно оттенил тему тайного ивритского писателя-одиночки последовавший затем автобиографический рассказ д-ра ивритской литературы Еврейского университета Зои Копельман о возрождении изучения иврита в домашних кружках в семидесятые и восьмидесятые годы в СССР. Она принимала в этом самое активное участие. Естественным продолжением ее выступления стал доклад профессора Зеева Ханина, известного политолога. Он попытался, как говорится, "с высоты птичьего полета" проанализировать и выстроить социологические модели деятельности и взаимодействия (или отсутствия такового) еврейских кружков и организаций и поиск пути из "диссидентов в сионисты". Как и выступление Зои Копельман, его доклад относился к процессам, выходящим за первоначально обозначенные хронологические рамки конференции.

Т.Л.: Верно, вышли, внешне как бы нарушив наш изначальный план. Но любопытно, как оба доклада четко указали на глубинную связь движения "Отпусти народ мой" в 70-е и 80-е с предшествующим этапом "Человек имеет право".

Ярко и темпераментно изложенный доклад профессора Ханина невольно породил новые вопросы о времени "сионистов", не попавших в сферу анализа докладчика. Например, не говоря о семидесятых, даже в восьмидесятые годы основная масса проживавших на территории СССР евреев не была непосредственно вовлечена в изучение иврита или распространение самиздатской литературы, связанной с вопросами национального самосознания. Чем же жило большинство, не попавшее в активисты, что питало их ощущение себя евреями и подталкивало к выезду в Израиль в 90-е годы? Конечно, мы знаем, что многие попали сюда только из-за развала СССР, боязни погромов и потому, что закрылась возможность эмигрировать на Запад. Но если им не оставили возможности выбрать между алией в Израиль или эмиграцией в США или Канаду, у них оставалась возможность впоследствии выбрать йериду (эмиграцию из Израиля). Однако подавляющее большинство осталось здесь. ПОЧЕМУ? Как говорят на иврите, правильный ответ стоит миллиона долларов. Поиск ответа на него – это нескончаемое путешествие в нашу историю и современность.

Доклады-обзоры историков д-ра Лилии Беленькой и историка идиша Велвла Чернина снова вернули слушателей в скрыто-бурное время оттепели и шестидесятых. В моей памяти сохранилось много воспоминаний о политической атмосфере тех лет. Мой отец был человеком, бурно реагировавшим на всё происходившее в обществе. Он, например, близко к сердцу принял историю травли Пастернака после публикации романа "Доктор Живаго" на Западе, переживал за поступок своего друга-поэта Бориса Слуцкого, присоединившегося к хору осудивших Пастернака, боролся "за справедливость" всюду, где его слово фронтовика и коммуниста кому-то и чем-то могло помочь. Будь-то публикация работы дипломницы о лирике Ольги Берггольц или поддержка спектаклей начинавшего тогда молодого режиссёра Адольфа Шапиро. Обсуждались практически все происходившие политические события и перемены, большие и малые.

Слева направо: Стив Левин, Константин Бондарь и Татьяна Лившиц-Азаз

Книги, выпущенные университетским Центром изучения Диаспоры и Фондом Льва Лившица

Но о том, что в это же время усиливалось давление на еврейскую национальную активность, и даже попытки ее ставились под подозрение, о новых судебных процессах и суровых приговорах я услышала впервые в докладе Л. Беленькой. Ее сообщение опиралось на книгу, написанную ею в соавторстве д-р Борисом Зингером: "Наперекор. Еврейское национальное движение и его идеология (1945-1976 гг.)". Книга, в которой собраны многочисленные архивные и опубликованные в различных источниках материалы, вышла в 2004 г.

Доходило ли что-то из этих фактов до моих родителей, но скрывалось от меня, ребенка? Не знаю. Однако это сообщение вернуло к еще одному воспоминанию: в те годы одним из любимых моим отцом было стихотворение Бориса Пастернака "Нобелевская премия": Я пропал, как зверь в загоне. / Где-то люди, воля, свет, / А за мною шум погони, / Мне наружу ходу нет. Уж очень подходит оно к общей атмосфере возобновившейся травли и "охоты на ведьм".

Заключительный доклад д-ра Хаима Бен-Яакова на конкретных примерах судьбы архива «Габимы» в Бахрушинском музее и документов отказников-сионистов в архиве Михаила Анатольевича Членова поставил вопрос о важности осознания нами своей исторической судьбы и вытекающего из этого отношения к нашим архивам. Эта большая проблема!

Таким образом, неожиданно возникла кольцевая структура в программе симпозиума: от утраты нашей семьей самого полного во второй половине 60-х годов бабелевского архива Л. Лившица до распыления и бесхозности важнейших для российского еврейства исторических документов.

К.Б.: Совершенно верно. И этот образ позволяет взглянуть обобщенно на замысел форума и его осуществление: симпозиум наглядно продемонстрировал широкое поле приложения сил нынешнего поколения исследователей, публицистов, общественных деятелей для изучения такого сложного, многоликого и, по сути, столь еще мало описанного и понимаемого феномена как жизнь евреев и еврейская жизнь в советском и постсоветском пространстве. Он подчеркнул острую необходимость планомерного и целенаправленного собирания и изучения архивных материалов, создания Центрального архива и потребности в постоянно действующем форуме для обсуждения.

Т.Л.: Дай-то Бог. Аминь!
Количество обращений к статье - 2221
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (45)
Дан Рогинский | 09.07.2018 16:50
Давид Мааян-Черноглаз | 01.06.2018 10:57
Дорогой Давид! Ты справедливо напоминаешь об отважной национальной борьбе горстки героев-евреев (один из которых - ты) ДО начала “массового” выезда из больших городов (в 1971).
Но ты напрасно упрекаешь организаторов симпозиума в том, что их очерк о форуме “не упоминает о движении 50х-60ых годов”.
Во-первых, упоминает. Татьяна отметила, в частности, что сообщение Л. Беленькой “опиралось на книгу, написанную ею в соавторстве д-р Борисом Зингером: "Наперекор. Еврейское национальное движение и его идеология (1945-1976 гг.)" “.
Во-вторых, ты напрасно критикуешь “концепцию, противопоставляющую 50ые-60ые годы ("Человек имеет право") и 70ые-80ые ("Отпусти народ мой")”. В словах Татьяны и Константина НЕТ этого “противопоставления”. Напротив, Татьяна подчеркнула “глубинную связь движения "Отпусти народ мой" в 70-е и 80-е с предшествующим этапом "Человек имеет право"”.

На мой взгляд, есть много аспектов этой глубинной связи.
Один из них: борьба евреев за ПРАВО на национальную жизнь, ПРАВО на сионистскую деятельность, ПРАВО не быть дискриминируемыми, ПРАВО на ИСХОД из тюрьмы (занимавшей 1/6 планеты), ПРАВО на репатриацию в Израиль - это борьба ЧЕЛОВЕКА за ПРАВА.
Другой аспект: среди борцов за ПРАВА было очень много евреев, и многие из них начали национально мыслить в результате своей ПРАВОВОЙ борьбы.
Жаль, что ты называешь эту публикацию “КРИВОЕ ЗЕРКАЛО”. Нельзя объять необъятное.
Ваша борьба в 60-е была очень важным этапом еврейского возрождения в СССР. Но и интеллектуальная творческая деятельность евреев, надеявшихся на переход к “социализму с человеческим лицом” (жестоко наказанных за эту надежду), была тоже (как ни парадоксально) важным этапом еврейского возрождения.
Ведь миссия евреев - ТИКУН ОЛАМ (исправление мира). Национальное освобождение евреев - часть этой миссии.
Поиск пути к ТИКУН ОЛАМ нередко сопряжен как с ошибками, жертвами и самопожертвованием, так и с исправлением ошибок.
Евреи шли и продолжают идти по пути ТИКУН ОЛАМ.
Константин Бондарь, Хайфа | 11.06.2018 09:37
Спасибо Татьяне Лившиц-Азаз за подготовку материала, издателям - за его размещение, а всем просмотревшим и оставившим свое мнение - за участие. Тема живая, и совершенно ясно, что будут разные мнения. Прекрасным дополнением к тексту являются фотографии Григория Рейхмана. Надеемся, что подобные встречи в ТАУ будут продолжаться!
Гость | 11.06.2018 07:32
Любезный народник! Чванливым быть нехорошо: "народ", "страна" и т.п. - категории не сакральные, а множественные. И причисление себя к чему-то или кому-то не возвышает, а скорее нивелирует. Шоблизм и этатизм - всего лишь комплекс, страсть к кучности, и ничего более. Насчет того, что персоналист Ю.К. - шут-юморист и пустопорожний болтун - это треп пустых или алчно-невежественных обывателей-мазохистов, требующих от человека, спровоцированного хамством, постоянных тумаков и зуботычин. Они, как и вы в этом посте, врут без зазрения зазрения совести и гордятся святостью приобщения, за неимением собственных заслуг.
Человек нормальный любит людей, и зовется это ГУМАНИЗМОМ, а ставящий во главу угла тот или иной народ - болен не чем иным, как ШОВИНИЗМОМ. - Ю.К.
Один из народа Игорю | 09.06.2018 10:16
Правильно говорят, Игорь, что из каждого правила есть исключения. Впервые я полностью соглашаюсь с тем, что и как написал Юрий Кац в его сегодняшнем (09.06) посте 01:18 . И это при том, что я не приемлю юмор в качестве единственного стиля одного и того же комментатора. Но это – моя проблема, а многим такой стиль как раз по душе. В любом случае Ваши комментарии образуют оригинальную свежую струю в форумном потоке, и будет жаль, если она иссякнет. Теперь относительно Ваших вопросов. Мне известны два района на территории и во времена СССР, где евреи жили сотни, если не тысячи лет без антисемитизма и соблюдали еврейские традиции, без фанатизма. Один – это горы Грузии и Дагестана (горские евреи), второй – равнины Средней Азии (Бухарские евреи). На Кавказе антисемитизма не было ещё в Азербайджане (в отличие от Армении), но там евреи не были коренными жителями. Они прибыли туда из центральных регионов Советского Союза и привезли с собой существовавшее в этих регионах равнодушное отношение евреев к национальным традициям. Эти два примера относятся к современному, по историческим меркам, периоду. А в историческую эпоху, точнее в эпоху Средневековья, антисемитизма не знали евреи мавританской (мусульманской) Испании (до христианской реконкисты), и, конечно, жители иудейского царства на юге нынешней России – Хазарии, где этническими евреями были только некоторые представители правящей элиты, но всё население, в массе своей тюркского происхождения, исповедовало иудаизм. Во всех этих примерах, современных и исторических, отсутствие антисемитизма не привело к исчезновению евреев. Утверждение, что «не будь антисемитизма – еврейский народ давно бы исчез», является расхожим, но от этого не становится верным. Антисемитизм – это ведь палка о двух концах, и разные евреи в разные времена относились к нему по-разному. У некоторых он обострял желание противостоять, оставаться евреями (ах, вы так, а я вот как!), но некоторые не выдерживали жизни под дамокловым мечом ненависти и преследований и покидали еврейство. Кто знает, чему антисемитизм содействовал и содействует больше - сохранению еврейского народа или его растворению среди других народов? Соответствующая статистика была бы в высшей степени интересна, но вряд ли она возможна…
Один из напода Борису Камянову | 09.06.2018 08:42

Борис, В Вашем би-хокку 07.06, 11:41 Вы объединили меня в одну категорию с Юрием Кацем, выразив при этом, судя по интонации, сожаление о её «живучести». Я желаю Юрию Кацу здравствовать и сохранять активность до 120 и далее, но его подходы и манера писать, "наводя тень на плетень" мне глубоко чужды, и я надеюсь, что подхожу к оценке явлений жизни и пишу иначе. И даже мой ник свидетельствует, что я – не он. Юрий Кац никогда не заявит о себе, как об "одном из народа", каково бы ни было его социальное происхождение. Он, безусловно, считает себя принадлежащим к «сливкам» народа, в той же мере, что и герои представленного выше авторского материала. Вас называют опытным журналистом и хорошим редактором, так что вряд ли причиной смешения Вами «в одну кучу» двух разных, если не противоположных, по стилю комментаторов является литературная тупость или отсутствие литературного слуха. Скорее, Вы не читали моих постов далее ника или читали, будучи «под градусом», когда белое и чёрное сливаются в одно серое. Вы, конечно, обвините меня в излишней прямолинейности, отсутствии чувства юмора и т.п. , а я повторю сказанное в Ваш адрес ранее и по другому поводу одним уважаемым автором и комментатором: «Борис, ты не прав!» …
Гость | 09.06.2018 01:18
Дорогой Игорь! Я тоже написал о вынужденном перерыве - много профессиональной работы, но огорчился, прочитав Ваш последний пост о том же. Сейчас пришли активные неравнодушные люди, и Ваш здравый смысл просто необходим. Равно как и ирония. Желаю доброго здоровья и всяческих удач. - Ваш Ю.К.
Игорь | 08.06.2018 20:22
Одному из народа.
По некоторым соображениям я решил ограничить свое пребывание на этом сайте, но не терпится попросить "Одного из": "наличие на Земле районов проживания евреев, где антисемитизм отсутствовал, и где евреи сохраняли и раскрывали своё еврейство наиболее полно". ---"Покажи мне такую обитель, я такого угла не видал..."
Гость | 08.06.2018 15:51
Этот форум - один из самых удачных за весь период обсуждения острых проблем нашей жизни и истории на страницах этого издания. Тролли пытаются "замылить" его результаты обычным способом - и это понятно: хозяева велят поддерживать убеждение, что евреи - быдло или жертва. Ан не получается: объединились евреи ишува и галута, показав, что нравственность - категория не географическая, и не этническая - а душевная и духовная. У меня на эту тему по материалам противостояния власти и людей в Харькове было опубликовано в сети эссе "Занимательная этнофрения", которое публикатор из своих личных соображений убрал. Там я и пишу, что в Харькове было три безусловных человеческих авторитета: Лев Ландау, Лев Лившиц и Борис Чичибабин. Я рад, что авторы публикации расширили круг нравственных авторитетов, показав, что интеллигенция различных городов СССР, евреи и неевреи - в любых обстоятельствах сохраняли главное: приоритет познания и нравственного жизненного императива. Это впервые прозвучало четко, и без обиняков. Естественно, что те, чьей доминантой является психология "закрытого человека" - не заставили себя ждать: капитал их здесь, а весь мир для них - чужд и враждебен. Ребята! Евреи из разных стран мира показали вам, что они - народ, а вы - обычные интересанты. И весь вам юмор, если это так вам угодно. - Ю.К.
Гость | 08.06.2018 07:06
Уважаемый Борис Камянов! Все, что Вы пишете в адрес Каца, заслуживает внимания. Но Вы забываете, что Кац — главный юморист «МЗ». И нельзя говорить о Каце без учета этого кацовского амплуа.
Борис Камянов | 07.06.2018 11:41
Еще один Кац из народа...
Живучая это порода!
Один из народа | 07.06.2018 11:09
Сколь же велико должно быть самомнение автора сегодняшнего (07.06) поста 08:03, если он определяет участников дискуссии как «тех, кто взялся МЕНЯ комментировать и толковать». Не Вас, Давид М., не Вас, а важную и интересную тему, по которой Вы высказались весьма самонадеянно и потому поверхностно. И не Вам определять размер комментария под видом заботы о редакторе и читателях(!). Это право комментатора и дело администратора сайта. «Пишите короче» - и больше Вам сказать нечего?
Хочу особо поблагодарить авторов двух вчерашних (06.06) комментариев: одного короткого (Гость, 13:00) и одного длинного ( Мирон Амусья, 18:03), содержащих ценнейшие свидетельства о реалиях жизни советских евреев в две существенно разные для них эпохи – довоенную и послевоенную. Благодарю также всех, кто высказался по темам обсуждаемого материала и примыкающим к ним. Предметная часть дискуссии была интересной и полезной. Спасибо авторам материала и спасибо вам, дорогие коллеги –дискутанты!
Давид М. | 07.06.2018 08:03
Всем взявшимся меня комментировать и толковать - спасибо за внимание. Но "не в многлсловии спасение". Сделайте одолжение, пишите короче, пожалейте Редактора и читателей.
Один из народа | 07.06.2018 05:52
Дорогой Игорь, похоже, Юрий Кац так запал Вам в душу, что Вы видите его везде и повсюду. Приходится Вас огорчить: я – не он. Вы могли бы сами придти к такому выводу, сравнив нашу оценку советских евреев. Юрий Кац считает их солью земли, мне же ближе мнение одной моей знакомой, выехавшей в 70-е годы в Израиль, а ныне проживающей в Бостоне: «Русские евреи – плохие ЕВРЕИ». Разумеется, такая оценка является сугубо статистической, так как имеются не подпадающие под неё исключения. Люди Вашего склада, «юмористы-ерники», так уверены в себе, что часто попадают пальцем в небо. «Чушью», мой дорогой, или очередным ерничаньем, является Ваше рассуждение о неразрывной и неизбежной – «от Бога» – связи еврейства с антисемитизмом. Это утверждение опровергается наличием на Земле районов проживания евреев, где антисемитизм отсутствовал, и где евреи сохраняли и раскрывали своё еврейство наиболее полно.
Гость | 07.06.2018 03:06
Правильно, Игорь! И Homo narodicus - это Кац, и человек Мааян, и Камян, и Торпусман, и Сарон, и Мирон, и Шульман, и Кальман, и братья Лифшицы, один из которых с "фе", а другой - с "ве", в зависимости от любви к фрикативному "ге" и произнесению слова по варианту: "форточка" или "хворточка", "хватит" или "фатить", "Нетаниягу" или "Нетаньяху". Если и извините - то только за внимание. А вообще зовут меня в народе Игорь Авербух - это часть моей отцовской линии. Лифшиц и Авербух - мои родственники тоже вместе с Литвиновым (да, да - та самая знаменитая "Радионяня"!). Но не с тем Вулахом, который - пакт Риббентропа-Молотова, а с его однофамильцем. Так что все мы - дети Солнца. Поэтому еще раз извините за внимание - пора заканчивать "нетленку". Жизнь на 9-м десятке ведь не резиновая... - Ю.К.
Игорь | 06.06.2018 20:32
Гостю | 05.06.2018 18:54.
"Один из народа" это и есть наш Кац, просто "ряд чудесных превращений любимого лица". Неплохое эссе, но в одном он стопроцентно ошибается - "Если такая судьба(исчезновение) ожидает и Израиль, то с его концом кончится и еврейский народ". Чушь, еврейский народ просуществовал тысячи лет в диаспоре. Еврейский народ жив, пока жив антисемитизм, а антисемитизм не умрет никогда, так как он - дар Бога евреям(я уже об этом писал, повторять не буду). Евреи и антисемитизм, как полюса магнита, друг без друга не существуют.
Мирон Амусья | 06.06.2018 18:03
Наличие государственного антисемитизма в СССР есть непреложный факт. Для моих родителей, да и для меня он стал очевиден с возвращения в Ленинград в апреле 1946. С того времени он только усиливался, достигнув своего апогея в период «Дела врачей». Под антисемитизмом я понимаю не только не столько препятствия еврейскому образованию, развитию еврейской культуры, изучению иврита. В первую очередь, я имею в виду преследование евреев, занимавших какие-либо руководящие посты, изгнание с работы научно-технических специалистов, врачей, провоцирование отрицательного отношение к евреям как народу на бытовом уровне.
В то же время, отмечу, что политика ассимиляции, проводившаяся властью по отношению ко всем малым, не имеющим своих республик, народам, приносила свои плоды и в отношении евреев. Они, понятное дело, охотно ушли из «черты оседлости», и переехали в большие города. Там быстро Хаимы стали Ефимами, Абрамы Александрами, Малки - Мариями. Появилось множество смешанных браков. Всё это каждый может проверить на своём окружении. У вновь появившихся детей имена, как правило, были русские или нейтральные, без всяких там излишеств вроде обрезаний, Соломонов и Моисеев. Дети смешанных браков писались русскими. Знаю только двоих «половинок», записавшихся евреями.
Евреи практически поголовно отбросили идиш. Лишь горстка ходила в синагогу – это было далеко в большом городе, да и не манило к себе. Конечно, не хотелось и быть заметным исключением. В то же время, издательство «Дер эмес» работало до конца 1948, и папа постоянно покупал и читал изданные там книги. В квартире мы пользовались, чтоб не понимали соседи, идишем. Соседи может и кривились, но ничем плохим для нас это не кончилось. Папа ходил в Хоральную синагогу, что на Лермонтовском. С 1961 он – постоянный подписчик и читатель журнала «Советише хеймланд», который приносили нам домой. В 1957, на тральщике, мы с одним матросом, услышав, как двое эстонцев говорили между собой по-эстонски, перешли на идиш. И небеса не развезлись, и никто не донёс. Отмечу, что в Ленинграде служебное положение папы было неприметным.
Судя по моим родственникам и знакомым, массовый выезд из СССР как в 70е годы, так и в конце 80х -начале 90х прошлого века определялся не тягой к еврейской жизни и национальной культуре, не к ивриту, а желанием лучшей и свободной жизни, желанием избавиться от тех преград в жизни, которые следовали из записи «еврей» в паспорте. Об этом же говорит и выбираемое, при наличии выбора, направление выезда.
В формировании тяги к свободе большущую роль играли диссиденты, радиоголоса и те тогда малочисленные люди, которые сами побывали на Западе. Значительнейшую роль в пробуждении национального достоинства евреев сыграло создание Израиля, и его военные победы. Они просто отменяли навязываемый пропагандой 40х-50х образ «еврея-труса» и «еврея-жулика». Для тех людей, кого знал, да и меня лично символом тяги к свободе было и ленинградское «самолётное дело».
Написанное выше приводит к выводу, что заключение Мааяна: «Почти верные рассуждения "Одного из народа" превращающиеся в злобную клевету без упоминания о тотальном терроре властей, уничтожении духовных лидеров, зачислении половины евреев в "лишенцы" (если он знает что это такое), запрета на религию, культуру и язык, изоляции от евреев мира, а чуть позже антисемитской травли», несправедливо. Перечисленные им факторы, относящиеся в разной мере к разным периодам истории СССР, как основания для «еврейского бунта», проявившегося в массовом выезде евреев из Советского Союза, переоценены без должных оснований.
Один из народа | 06.06.2018 16:32
Уважаемый Давид Мааян (Черноглаз)! Злобой и неприятием чужого мнения пышет Ваш коммент, а я говорю то, что думаю, и так, как вижу факты. Извините, если при этом затронуты Ваши чувства, но не желая этого, я не могу поступаться истиной. Вы можете считать её "злобной клеветой", если Вам так легче, но все те явления, о которых Вы пишете, как-то религиозные преследования, лишение гражданских прав по классовому признаку – всё это в первый период Советской власти распространялась на евреев в той же мере и по тем же критериям, что и на другие слои населения. В чём-то даже в меньшей степени. К счастью, не приходилось слышать о раввинах, повешенных у дверей синагог, в то время как известны кошмарные случаи повешения священников на воротах церквей. Так же и массовые политические репрессии 30-х годов не носили антисемитского характера и затронули евреев в той же мере, как представителей других национальностей. С антисемитизмом Советская власть в довоенный период активно боролась. За слово «жид» судили. Евреи ответили тем, что в массе своей приняли Советскую власть, считали её своей и ей верно служили. Процент евреев в государственных органах, в том числе карательных, до войны был очень высок. После войны положение коренным образом изменилось. Евреи стали особой группой населения. Почему и как, это отдельная важная тема, требующая отдельного детального рассмотрения. Здесь же обсуждается вопрос о движении за права человека и движении за право выезда евреев в Израиль в 60-е-80-е годы. Первое не было чисто еврейским, а второе не было массово еврейским. Когда относительно немногочисленным группам храбрецов, участвовавших в этих движениях, удалось добиться для евреев права выезда в Израиль, советские евреи использовали его для выезда в другие страны, где продолжается тот же процесс ассимиляции, в ускоренном темпе. Там-то уж его нельзя оправдать репрессиями и гонениями, не так ли? Теперь-то это уже свободный выбор если не самих эмигрантов, то их детей. Об этом и был мой предыдущий пост. Ещё раз извините за то, что он доставил Вам неприятные ощущения.
Гость | 06.06.2018 13:26
Давид, вы глубоко неправы и в оценке самой публикации, и по части путаного, но искреннего поста "гегемона". Ваши эмоции насчет доминантной запугиваемости и наибольшей уязвимости евреев в СССР - обычная израильская и диссидентская мантра: благодетелем быть выгодно.
Евреи всегда знали агитаторам цену: обратно в штетл никто особенно не рвался. Когда империи было выгодно - она использовала еврейскую грамотность, пассионарность, как и подобные же свойства других народов. А в других обстоятельствах - она эти народы преследовала и уничтожала по всей территории СССР. И вам это не может быть не известно: о советском тотальном геноциде написаны сотни и сотни книг. Хотите сказать, что вас это не волнует, а волнует лишь собственный народ - тогда вперед, и до упора - прошу пожаловать в нашу дорогую "обетованную" благодать.
Прежде всего - стоит обратиться к экзистенциальной установке: идеологически это не страна, строящаяся для жизни, а коллективное УБЕЖИЩЕ ЖЕРТВ.
Затем - в этно-культурном плане - это не страна современных культурных разноязычных еврейских этносов, а ПЛАВИЛЬНЫЙ КОТЁЛ, где все этно-цивилизационные ценности нивелируются даже с бОльшей целенаправленностью, чем в СССР.
Третье - историко-социальный план: дискриминация личности и отдельных еврейских этносов в Израиле во многих отношениях даже большая, чем в советской империи, причем цинизм преследования сравним только с периодом сталинских кампаний.
Так что, если вам это не известно - то можно лишь удивляться вашей ближневосточной метаморфозе. Но это ваше дело. Многие герои прошлого махнули на эту благодать рукой - и ушли честно в частную жизнь, кто на просторах, а кто за просторами центра национальных экспериментов без всяких забот о калейдоскопах и кривых зеркалах. Ваше, Давид, диоклетианство более, чем достойно уважения. А вот с политиканством временами бывают сбои. Будьте здоровы - Ю.К.
Гость | 06.06.2018 13:00
Запреты носили разный характер. Во всяком случае, в первые два десятилетия советской власти евреям было позволено иметь свои школы, театры, прессу, книгоиздание. То, что детям давали историю СССР на идише, не следует оценивать однобоко. Эту же историю преподавали во всех национальных школах. Однако в отличие от других меньшинств евреи переводили своих детей в русские школы, активно переходили на русский язык и т. д. Преследование иврита и религии мало отличается от преследования православия. Но, увы, евреи клюнули на приманку властей, и к началу войны уже далеко ушли от своих корней. Добавим сюда непропорционально огромный процент евреев, членов ВКПб. И в целом самую большую среди других народов лояльность евреев государству.
Трудный это вопрос. И не следует прибегать к крайним оценкам.
Давид Мааян (Черноглаз). | 06.06.2018 09:56
"Советские евреи легко расстались со своими традициями..."
Почти верные рассуждения "Одного из народа" превращающиеся в злобную клевету без упоминания о тотальном терроре властей, уничтожении духовных лидеров, зачислении половины евреев в "лишенцы" (если он знает что это такое), запрета на религию, культуру и язык, изоляции от евреев мира, а чуть позже антисемитской травли.
Гость | 06.06.2018 09:27
Два интеллигентных человека написали о людях культуры и перипетиях их взаимоотношения с властью. Заголовок публикации - никак не соответствует содержанию, но нынешней идеологической конъюнктуре - весьма. Отсюда отчасти и недоразумения - кинулись толпы ревнителей-этнофреников - гордых евреев-борцов, от которых в любом штетле спасу нет.
Дело не в обидах комментаторов Мааяна, Камянова, Басина, Саронской, обескураженого гегемона и прочих любителей эпическо-героических передряг, будь они неладны. Объяснять всей этой суровой публике, что над всем этим стоит гуманизм, принцип сочувствия ближнему, по сравнению с которыми гордость нац.принадлежности и борьба за нее - сущая химера... Ю.К.
_____________

Ув. комментатор, сообщаю вам: заголовок этой публикации - не редакционный, а авторский, так что о его соответствии или о несоответствии содержанию лучше всего поговорить с авторами. И, если будете говорить с ними, заодно извинитесь перед Татьяной,  поскольку в десятках своих пространных комментов в защиту ее отца вы ни разу не назвали правильно его фамилию. Админ сайта "МЗ"
Гость | 05.06.2018 18:54
14:28 представил толковейший комментарий. Почти во всем. Здесь нет досужих размышлений на Симпозиуме, тем более забалтывающих суть рассуждений Каца. Тем более, нет никаких выпадов против кого-либо из участниковв дискуссии. Нет квазиучености. А лишь разумные трезвые доводы человека, без квазинаучности.
Один из народа | 05.06.2018 14:28
В обсуждаемом обзоре даётся, в частности, следующая характеристика советских евреев (цитирую):
«Они выживали в предложенных условиях вроде бы без оглядки на национальные традиции, без внешних признаков еврейства, но продолжали свою работу и духовное сопротивление в избранной области. В их жизнях и творчестве отстаиваемые ими культурные человеческие ценности были естественным продолжением еврейских ценностей. Это проявлялось и в их работе писателей, ученых, в самом отношении к профессии и к своим ученикам». Уважительная характеристика, но относящаяся лишь к советской еврейской интеллигентской элите, которой принадлежат, согласно обзору, не только все участники обозреваемого Симпозиума, но и их отцы (о дедах сведений нет). Другая, менее лестная, но более общая характеристика советских евреев приводится ниже, и даю её я, автор этого поста, потомок простых еврейских трудяг, еврей по папе и маме, проживший 33 года в Москве и 30 лет в Израиле.
Советские евреи легко расстались со своими традициями, ринувшись из местечек в большие города. Они с большим рвением пошли по пути ассимиляции, стремясь к смешанным бракам и давая детям русские имена. Ребёнок смешанного брака почти всегда, за сверх редким исключением, выбирал национальность не-еврейского родителя. Евреи-дисиденты и евреи-националисты составляли незначительное меньшинство среди евреев СССР. Подавляющему большинству советских евреев были чужды как правовые, так и национальные идеалы. Всё, к чему они стремились, была нормальная материальная жизни, при хорошем заработке, достигнутом путём реализации своих интеллектуальных и профессиональных данных. Ибо честная трудовая жизнь в Советском Союзе была нищенская жизнь. Поэтому, когда приоткрылся железный занавес для выезда в Израиль, большинство советских евреев, имевших на руках израильскую визу, поехали по ней в процветающие страны Запада. И только, когда такая возможность закрылась, произошла массовая алия советских евреев в Израиль. В обзоре содержится утверждение, что после приезда в Израиль или даже после нескольких лет жизни в нём, советские евреи могли свободно уехать в другую страну, а так как большинство из них этого не сделало, то Израиль – их свободный выбор. Ну, знаете ли, это рассуждение не выдерживает никакой критики. Еврей, приехавший в США из Советского Союза, получал статус беженца и сразу попадал в тёплые объятия еврейских благотворительных организаций, оказывавших ему существенную поддержку в первые годы пребывания в стране. Еврей, приезжающий из Израиля, не считается беженцем и должен с первой минуты рассчитывать только на себя или на поддержку родственников. Те, кто был в себе и (или) в поддержке родственников уверен, уехали, остальные остались. Это ли «свободный выбор»?
Каково будущее советских евреев в Израиле и в других странах? Те из нас, кто живёт в других странах, продолжают идти по пути ассимиляции, ещё более быстрыми темпами. Часть моих родственников в США, другая в Германии. И там, и там, представители молодого поколения выбрали супругов среди неевреев. Что касается Израиля, то живущие в нём представители нашего, старшего, поколения полноценными евреями не станут никогда. Наши близкие корни в русской культуре, а до дальних, еврейских, нам не дотянуться. Но вот молодое поколение… Молодые люди, учившиеся в ивритской школе, изучавшие еврейскую культуру и еврейскую историю, служившие в Израильской армии, для которых родной язык иврит – это настоящие евреи, независимо от процента еврейской крови в их венах. Вообще-то, обновление крови в рамках народа полезно, так как предохраняет его от деградации. Ни для кого не секрет, что дети от смешанных браков более способные люди, чем их «чистокровные» сверстники. Просто при нееврейском окружении они уходят в другие народы, освежая их кровь, а в Израиле остаются в еврейском.
Через пару поколений еврейская диаспора исчезнет. За пределами Израиля останутся только израильские поселения здесь и там, если, конечно, сам Израиль продолжит существовать. Известные в истории самостоятельные еврейские государства (царства Давида и Соломона, Израиль и Иудея, государство Маккавеев) не были так уж долговечны. Если такая судьба ожидает и Израиль, то с его концом кончится и еврейский народ. Но, по крайней мере, во Всемирной истории в качестве лебединой песни этого народа останется самостоятельное государство, а не Брайтон-Бич.
Гость | 05.06.2018 13:58
Все знают, что "русские" евреи - пассионарный лидирующий народ сегодняшнего мира. Кроме, разумеется, переодетых в служебный прикид наглых холуев. Это даже не чернонародье - это просто кривляющиеся неудачники. Шваль любого социального "лагеря" - садомазохисты. Для них нет ничего святого - ни Лифшица, ни Чичибабина. Я много раз писал, что их страсть - куражиться перед эшафотом. Ваши эксгибиционистские эскапады - обычное дело на форумах, где обсуждаются правозащитные проблемы. И помещать ваши вопли журналисты будут всегда, чтобы все видели, сколь опасна и активна гнилая антисемитская зараза. - Ю.К.
Роза Саронская | 05.06.2018 10:35
Ура, бедный Кац встает на путь исправления! Если он еще научился обуздывать свой словесный поток - можно будет его даже на порог пустить. А евреи были советские и анти-советские.
Гость | 05.06.2018 10:17
Все-таки нахал он! Заболтает любую тему. Ведь нанёс несколько оскорблений людям, но на замечания не реагирует. И его все несёт. Ай-да Кац! Снова будет что-нибудь про народ, особых советских евреев. И, конечно, про редакцию «МЗ, которая единственная во Вселенной поднимает проблемы, созвучные мироощущению Каца. Как говорят на фене, давай, Кац, трави дальше!
Гость | 04.06.2018 19:02
Интернетовские форумы международной еврейской электронной газеты "МЫ ЗДЕСЬ" и в прежние годы, и сейчас отличались остротой, содержательностью и конструктивностью. Я не раз писал, что редакция поднимала и поднимает актуальнейшие проблемы и перспективы существования нашего народа в мире. Пишущие свои впечатления должны отчетливо понимать, что другого такого в высшей степени мобильного издания просто нет. И в это вложен огромный труд и редакции, и авторов. Есть много превосходных еврейских изданий, но ни одно из них не является пульсирующим сердцем еврейского мира.
Публикация Бондаря и Азаз-Лифшиц на диво хороша и актуальна. Авторы описывают труднейшее, подвижническое существование в течение позднесталинской и постсталинской эпохи мощного провинциального слоя в основном гуманитарной интеллигенции - евреев, членов их семей и представителей других народов, - радетелей широкого развития культуры и бережного отношения к людям культуры, вне зависимости от национальной принадлежности.
Здесь для многих есть проблема. Одни люди все стараются видеть сквозь призму "борьбы еврейского народа" - это СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД.
Но в сущности, это калька марксистского взгляда на мир и на "еврейский вопрос". Но есть второй подход - ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ, НРАВСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИЙ. У меня были обширные контакты с людьми этого направления, пострадавшими от властей именно в плане свободы внутреннего развития и отсидевшие лагерные сроки, подобно Льву Лифшицу. Свободолюбивые убеждения возникли на войне, и Сталин начал систему посадок сразу после войны - в 1946 году, когда была первая волна репрессий на Харьковском филфаке. Об этом - знаменитое стихотворение Бориса Чичибабина "Красные помидоры кушайте без меня!". По сути Лифшиц из этой же волны - мы все харьковские интеллигенты так и понимали, и считали его героем, а не жертвой развязанной кампании 1948-49-го года против интеллигенции и против ее авангарда - "космополитов"- родных и безродных. Я не раз писал, что сажали даже геологов за "буржуазные методы" ведения поисковых и исследовательских работ. Вот вам и "еврейский вопрос", который некоторые ревнители везде, всегда и повсюду хотят видеть во главе угла. Борьба за существование - сложна везде. И нечего относить эту ведущую жизненную истину к демагогии.
Авторы пишут о людском подвижничестве. И надо не клеймить и поучать их за это, а всячески благодарить. А склочникам и людям завистливым, мелочным, невежественным и просто нравственно грязным - в обсуждении подобного рода проблем - места нет, и быть не может. - Ю.К.
P.S. Просьба опубликовать этот пост без сокращений - в нем тщательно все продумано и системно осмыслено. Впредь буду более кратким и менее активным - но вы выставляете такие материалы, которые бередят прошлое - а наше поколение последнее, которое его помнит. Ведь Лев Лифшиц - одна из самых знаковых фигур послевоенной эпохи.
Гость | 04.06.2018 13:19
Милая Роза! Напрасно Вы унижаете выходцев из Крыжополя. В своей массе выходцы из укараинских местечек это трудяги, многие сами получили и дали детям прекрасное образование. Да и на простых работах тоже оказались достойными. Что касается Басина, то тоже человек очень достойный. В советское время он был, наверное, далёк от еврейских проблем и проблем отказников. В годы перестройки и позднее приобщился к еврейскому движению. А в целом не надо, Роза, делить нас на белорусских, украинских, бессарабских и прочих евреев. Все мы советские, а теперь израильские евреи.
Роза Саронская | 04.06.2018 10:09
Мистер Бергер из Торонто, не замай нашего Басина! Все белорусские евреи его знают, читают и уважают. Только в такой провинции как Крыжополь и Торонто его не знают.
Исаак Бергер, Торонто | 04.06.2018 03:02
Многих моих знакомых, да и меня, поразил коммент знакомого мне по публикациям Я. Басина, в котором он сообщил о невероятной скуке на сайте МЗ, и только ЮК своим юмором спасает положение. Написать такое мог только некий обиженный либо нетрезвый человек, либо имеющий проблемы с четким выражением своих мыслей. Считаю, что такая оценка "любимого" Басиным сайта должна подсказать уважаемой редакции неприемлемость такой позиции и нежелательность дальнейшего сотрудничества с этим автором.
Гость | 03.06.2018 18:30
Дорогие друзья! С Кацом мы все хорошо уже знакомы. Его амплуа неисчерпаемо. Порой он похож на героя Шукшина из рассказа «Срезал». Иногда это товарищ Бендер. Несёт его, как из ведра. Все это так. Но лишать пожилого человека слова было бы неправильно, ибо мы все сторонники свободы этого слова. Так что защитим право Каца выступать в «МЗ». А за нами остаётся право полемизировать с Кацом.
Борис Камянов | 03.06.2018 14:09
Из номера в номер заходит Ю. К. из статьи в статью, присаживается в комментариях, покацает-покацает - и дальше пойдет. А кучки остаются, и убрать их уже невозможно. Так, может, все-таки самого кацоватого убрать?
Валерий, Бат-Ям | 03.06.2018 13:02
Не понял реплику Басина насчет того, что без Каца и прочих "на нашем любимом сайте царила бы невероятная скучища". Это как понимать? Убрать Каца, и в МЗ читать больше нечего? Вы против "невероятной скучищи"? Идите в цирк или в Кнессет.
Роза Саронская | 03.06.2018 09:26
Кормлю и при нужде лечу полсотни домашних кошек. И шкодливого кота тоже. Но на порог своего дома не пускаю. Так и поясничающей Кац пусть живет у нас, но руку ему не подам. Правильнонаписал Басин, что без этого шута горохового было бы скучно.
Гость | 03.06.2018 08:53
Господин Басин! Вы мне очень хорошо знакомы по "советскому коллективу", который, как и "коллектив израильский" был таким же террариумом единомышленников. Коллективы всех людей чести называют демагогами. Плохо, когда нравственный климат пытаются диктовать чванливые или просто изворотливые обыватели. В России их нынче называют "ватниками". В Израиле - "ватюками" с человеческим лицом. Они всегда и на любом месте устраивают склоку и балаган. Даже на таком святом мероприятии, как чтения памяти замечательного, светлого человека, кумира харьковской интеллигенции Льва Лифшица. Для них и Лифшиц, и Харьков, и человеческие ценности - звук пустой. И если вы называете их "друззями" - то стоит подумать, место ли вам на форуме памяти Лифшица.- Ю.К.
Гость | 03.06.2018 06:41
Проблема в том, что большинство участников симпозиума в советский период в еврейском движении не участвовали. Они примкнули к нему, в лучшем случае, в годы перестройки, когда оно перестало преследоваться и даже давало большие преимущества в борьбе за выживание. И потому их акценты смещены. А Кац, при всей его экстравагантности и профанации, является выразителем их интересов. Или интересов тех, кому всегда и по любому поводу хочется отметиться в любой дискуссии. Лучше и квалифицированнее Давида Маяна никто ничего не скажет. На всех этапах послевоенной еврейской истории он входил в ядро борцов за наше освобождение. Поддерживать Каца в его нападках — это лицемерие и демагогия.
Яков Басин, Иерусалим | 03.06.2018 00:03
К дискуссии по поводу статьи о конференции в Т-А университете. Друзья, перестаньте нападать на Ю.К. Таких, "полезных демагогов", как он, много. Но это и хорошо. Если бы не они, на нашем любимом сайте царила бы невероятная скучища.
Гость | 02.06.2018 16:48
Вы бы, Кац, вместо забалтывания и демагогии извинились перед очень заслуженным человеком: Давидом Маяном. А Ваши пустопорожние филиппики уже надоели. Извиняйтесь, нахаленок!
Гость | 02.06.2018 12:15
Публикация Константина Бондаря и Татьяны Лифшиц - дочери замечательного человека - воина, просветителя и узника Гулага Льва Лифшица - никак не повод для парада самолюбий и тем более простого кривляния. Публикация отменная, и в ней говорится о судьбах и борьбе большого числа видных еврейских интеллигентов - людей культуры. Никто никого никому не противопоставляет. Надо читать текст, где ясно говорится о том, каковы задачи и цели симпозиума памяти Лифшица, кто участвовал в нем, и как понимать соотношение жизни евреев и их борьбы за личностные и гражданские права. Константин Бондарь очень верно подчеркнул в заключении публикации, что жизнь евреев и еврейская жизнь - как в советском, так и постсоветском пространстве - явление "СЛОЖНОЕ И МНОГОЛИКОЕ". И этим все сказано. Кстати, мне импонирует, что Бондарь говорит о важнейшей роли ПУБЛИЦИСТИКИ, что прямым образом и много лет реализуется на страницах этого издания с однозначным топологическим контекстом: "МЫ ЗДЕСЬ".
Жизнь евреев была, есть и будет неподведомственной. И это люди ревнивые должны четко знать. Если они настаивают на своем - получают вполне естественное разъяснение. Ведь защитники свободы прежде всего сами должны быть свободными и широкомыслящими. И понимать, что есть вещи разного ранга и масштаба. В этом плане в Израиле делалось и делается немало. Достаточно вспомнить Михаила Пархомовского и активно продолжающую и развивающую его направление замечательную Юлию Систер - участвующую в работе и этого издания. - Ю.К.
P.S. А что касается "народного аспекта", педалируемого одним из комментаторов, - то самое время вспомнить советскую песенку: "Дети разных народов, мы мечтою о мире живем!"...
Гость | 02.06.2018 07:04
Пришёл очередной комментарий Каца. Чего же в нем больше: наглости или глупости? Вы бы, Кац, хоть призадумались. Если бы не такие люди, как Давид, то сидели бы, Кац, до сих пор в Харькове или ещё где-нибудь в бывшем СССР. Мы Вас, Кац, лелеем, кто-то провозгласил «НАРОДНЫМ КОММЕНТАТОРОМ». Но Ваш последний комментарий говорит о том, что Вы тянете на звание «народного обозревателя». Думается, что перевод на один из европейских языков станет достойным ответом на Ваши мерзости в адрес не только БОРЦА, но и великого еврейского труженика Давида Черноглаза.
Гость | 02.06.2018 02:35
В Харькове евреи играли видную роль - до войны там было до 30% евреев из всего населения. Да и после войны наш народ в городе был весьма и весьма уважаем, в отличие от лимитной Москвы, скобарского Питера и жлобского Киева, равно как и шовинистической антисемитской Прибалтики. На евреях держалось все производство, наука, культура, образование, торговля - и это понимал и народ, и скрипя зубы - с этим считалось начальство. Такой город был в СССР один - но ведь по рангу это третий город Союза. Поэтому не возмущайтесь, не скрипите челюстями, что где-то евреи чувствовали себя не униженными, а достойными людьми. Ведь именно это вас тревожит по большому счету! Израильская хуцпа - не лучший способ воздействия на вольных харьковчан - получите сдачу мгновенно, и по делу. - Ю.К.
Борис Камянов, Иерусалим | 02.06.2018 00:24
Обрыдло всюду натыкаться
на графомана Юру Каца!
Гость | 01.06.2018 23:56
Я харьковчанин, и понимаю, о чем идет речь. Для меня нет отдельных понятий: ЖИЗНЬ и ЕВРЕЙСКАЯ ЖИЗНЬ. Где сколько погибло и кто за что сидел - это категории не жизни, а СМЕРТИ, - ТАНАТОСА. В Израиле мы живем, как и "в странах исхода", во имя жизни, а тот, кто по-прежнему мыслит категориями ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ - мало утешится в нашей стране, поскольку у новообразованной нации существенно иные и культурные, и цивилизационные ценности. Отсидевший в Гулаге с начала 50-х и ушедший из жизни в 45-летнем возрасте Лев Лифшиц - жил во имя жизни. И именно этому и посвящены чтения его памяти. А сел за свои убеждения этот интеллигентнейший человек тогда, когда вы, дорогой ревнитель борьбы ЗА ЭТО, простите, под стол пешком ходили. В одном из постов вы написали, что себя вы уважаете. Извольте же уважать людей и старшего поколения, попавших за убеждения в мясорубку Гулага сталинских времен. - Ю.К.
Давид Мааян-Черноглаз | 01.06.2018 10:57
Публикация напоминает мне КРИВОЕ ЗЕРКАЛО. Судя по тексту, уважаемые докладчики не знают, либо не сочли нужным упомянуть о движении 50х-60ых годов, содержание которого было "Отпусти народ мой". Неведома им деятельность Давида Хавкина и Виталия Свичинского в Москве, Леи Словиной и Марка Блюма в Риге, десятках узников Сиона. Не ведают они о широкой сети кружков по изучению иврита и еврейской истории в Ленинграде и других городах, о еврейском самиздате, индивидуальных и коллективных письмах протеста и требования свободной алии из Грузии, Москвы и Ленинграда. О несанкционированных митингах в местах массового убийства евреев в Киеве и Риге, еврейской художественной самодеятельности в Вильнюсе и Кишиневе...
Упоминаемые в отчете доклады г-жи Копельман, Л.Беленькой и, особенно, проф. Зеэва Ханина могли бы частично заполнить эту зияющую лакуну, но они, как можно догадаться, рассматривают более позднее время.
Вообще, концепция противопоставляющая 50ые-60ые годы ("Человек имеет право") и 70ые-80ые ("Отпусти народ мой") в корне ошибочна и свидетельствует о слабой осведомленности устроителей конференции. На мой взгляд, едва ли не единственной конструктивной идеей, высказанной здесь, является необходимость сбора, хранения и обобщения архивных материалов по истории евреев СССР в послевоенную эпоху.
А, может быть, этот репортаж "не вполне точен" и всё было замечательно?
Абрам Торпусман, Иерусалим | 31.05.2018 13:51
Очень хороший информационный диалог о встрече исследователей, изучающих еврейскую жизнь в Советском Союзе после Второй мировой войны. Область исследований драматична, если не трагична. Пожелаем успеха тем, кто продолжает работу. Хочется надеяться, что преемственность поколений исследователей не будет нарушена, что организационная и материальная помощь со стороны государственных и общественных институтов будут на высоте.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5  След.

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку

* - Комментарий будет виден после проверки модератором.



© 2005-2018, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com