Logo
12-24 авг.2018



Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!
Сегодня в мире
17 Авг 18
15 Авг 18
15 Авг 18
15 Авг 18
15 Авг 18
15 Авг 18
15 Авг 18
15 Авг 18
15 Авг 18





ЕВРЕЙСКИЙ ПИСАТЕЛЬ
БОРИС САНДЛЕР
в студии Черновицкого ТВ





RedTram – новостная поисковая система

Наши традиции
Читая Книгу Книг
Нахум Пурер, Иерусалим

НЕДЕЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ
КНИГА «БАМИДБАР», РАЗДЕЛ «БЕГААЛОТХА»

Содержание раздела


Б-г учит первосвященника Аарона правильно зажигать Менору в Храме. Моше освящает колено Леви для храмовой службы вместо первенцев из других колен, участвовавших в грехе поклонения Золотому тельцу. Левиты проходят обучение храмовой службе в возрасте от 25 до 30 лет, затем служат двадцать лет, после чего их переводят на более легкую работу. Ровно через год после выхода из Египта Б-г велит евреям принести пасхальную жертву. Тем, кто не смог сделать это вовремя по уважительной причине, разрешено принести ровно через месяц «песах шени», вторую пасхальную жертву. В день освящения передвижного Храма его покрыло облако Б-жественной Славы, превращавшееся ночью в «огненное явление». Б-г велит Моше изготовить две серебряные трубы для сбора и оповещения людей. Указан порядок следования колен в походном строю. Моше приглашает своего тестя Итро присоединиться к евреям, но тот возвращается в страну Мидьян. «Эрев рав», иноплеменники, примкнувшие к евреям при Исходе, провоцируют бунт: народ жалуется на однообразное питание, состоящее из одной манны, и ностальгически вспоминает египетскую еду. Моше говорит Б-гу, что не может больше управлять строптивым народом в одиночку. Тогда Б-г велит ему отобрать 70 старейшин (прообраз будущего Синедриона) для участия в руководстве и наделяет их пророческим даром. Двое из этой группы пророчат в стане, что не Моше, а его ученик Иегошуа бин-Нун приведет народ в Эрец-Исраэль. Иегошуа требует наказать «клеветников», но Моше доволен, что теперь у евреев есть и другие пророки кроме него. Б-г посылает огромное количество перепелов тем, кто жаловался на отсутствие мяса в пустыне, а затем поражает недовольных мором. Мирьям, сестра Моше, наказывается «проказой» за несправедливые обвинения в его адрес и покидает стан. Народ ждет ее семь дней до окончания карантина.

Если только захотеть


"За что же будем мы лишены возможности принести жертву Б-гу в назначенное для нее время среди сынов Израиля?" (9:7).


Каждый из нас получает в жизни то, что хочет. Все зависит от силы желания и поставленной цели. Еврейские мудрецы учили, что судьба ведет нас тем путем, который мы сами выбираем. Если мы хотим идти по пути своего духовного развития, нам предоставляются для этого все возможности: мы оказываемся в нужном месте и среди нужных людей. Если же мы желаем идти в противоположном направлении – пожалуйста, дорога открыта: кафе, дискотеки и друзья соответствующего пошиба вырастают перед нами, как из-под земли.

В сегодняшнем разделе описана заповедь "Песах-шени", второго Песаха. "Песах-2" – это не продолжение "Песаха-1" и не его дубль "по заявкам трудящихся". Просто случилось так, что некоторые люди из поколения Исхода не имели права принести пасхальную жертву в отведенное для этого время - 14 нисана, поскольку находились в состоянии духовной нечистоты.

Талмуд приводит две версии возникшей ситуации. Согласно первой из них, речь идет о тех, кто нес гроб с останками Йосефа, который перед смертью заклял братьев вынести его кости из Египта и похоронить в Эрец-Исраэль (ныне они покоятся в Шхеме, куда евреям практически нет доступа). По другой версии, группа евреев нашла неопознанный труп как раз перед Песахом. "Мет-мицва", захоронение покойника считается очень важной заповедью, и они ее исполнили, хотя из-за этого не успели пройти процедуру ритуального очищения и в результате лишились права принести пасхальную жертву.

Хотя эти люди не были виноваты в происшедшем и автоматически освобождались от обязанности участвовать в пасхальных церемониях, они были очень расстроены и пожаловались Моше, напомнив ему положение Торы, что мицва влечет за собой другую мицву, а не отменяет ее. Их страстное желание участвовать в столь важном духовном событии, каким является Песах, произвело впечатление на Моше, и он обратился с прямым запросом к Всевышнему.

Б-г по достоинству оценил самоотверженное благородство этих людей и через них открыл новый закон о "втором Песахе", принесении второй пасхальной жертвы через месяц после 14 нисана. Второй Песах отличается от первого тем, что он не является праздником. Хотя участники "Песах-шени" обязаны есть жертву с мацой и горькой зеленью, им разрешено владеть "хамецом" - хлебом и другими заквашенными продуктами, и есть их уже на следующий день после принесения жертвы. И, разумеется, они не проводят никакой предпасхальной подготовки и обходятся без седера.

Кроме ритуально нечистых людей разрешение на принесение второй пасхальной жертвы получают также те, кто был болен в первый Песах или находился в пути.

Похвальные намерения инициаторов второго Песаха привели к изменению порядка сообщения заповедей. Обычно Б-г сообщает заповеди через Моше без оглядки на "волю народа". Но в данном случае Он как будто "переписал заново" Тору только для того, чтобы позволить этим людям пережить радость и духовный подъем во время принесения пасхальной жертвы в Мишкане. Всевышний заново "соткал" ткань реальности; Он "перетряс" систему Творения ради этих энтузиастов духа. Такова сила искреннего и чистого стремления к духовным высотам. Б-г готов перевернуть мир, если мы захотим приблизиться к Нему.

Сара Шнирер и другие

Кстати, это не единственный случай в Торе, когда "инициатива снизу" побуждает Всевышнего ввести новый закон или пересмотреть существующий порядок вещей. В разделе "Масеэй" по просьбе пятерых дочерей Цлофхада из колена Менаше Всевышний уточняет порядок наследования земельных уделов в Эрец-Исраэль (Бамидбар, гл. 36).

Иерусалимский раввин Йоэль Шварц говорит, что история с введением "Второго Песаха" и эпизод с дочерьми Цлофхада учат нас важному правилу. Если человек стремится провести в жизнь важное и очень нужное дело, проявляя рвение и самоотверженность, Б-г активно помогает ему. Более того, этот человек становится проводником Б-жественной воли.

Яркий пример - Сара Шнирер. В начале прошлого века, когда во всем западном мире свирепствовала ассимиляция, а еврейские общины переживали кризис, она произвела подлинную революцию в еврейском мире, создав образовательную систему для женщин. Прежде такой системы не было: мальчики учились в хедерах, иешивах и бейт-мидрашах, а девочки в лучшем случае получали начальное образование дома или шли учиться в нееврейские общеобразовательные школы, что привело к усилению ассимиляции.

Сеть школ "Дом Яакова", созданная Сарой Шнирер, распространилась сначала в Польше и Галиции, а потом – по всему миру.

Другой пример – программа "Даф йоми", Ежедневный лист. По инициативе польского раввина Меира Шапиро с 1923 года тысячи евреев в разных странах мира начали изучать ежедневно один и тот же лист Вавилонского Талмуда (Гемары). Поскольку Талмуд состоит из 2711 листов, один цикл "Даф йоми" занимает 7 лет и 5 месяцев.

Сегодня эта программа пользуется огромной популярностью среди религиозного еврейства. Завершение цикла широко отмечается в Израиле и некоторых странах диаспоры. Такая синхронная учеба сплачивает людей, укрепляет их любовь к Торе и иудаизму.

Проводниками Б-жественной воли могут быть и нерелигиозные евреи и даже неевреи.

Так, Элиезер бен-Иегуда практически единолично воссоздал разговорный иврит, ставший государственным языком Израиля и родным языком нескольких миллионов евреев. Он был нерелигиозным человеком, не исполнял заповеди. Говорят, что он умер в субботу, держа в руках ручку. Однако то, что он сделал, проявив невиданное упорство в достижении цели, иначе как чудом не назовешь. А чудеса, как известно, не обходятся без поддержки свыше.

Декларация Бальфура, в которой провозглашалась готовность британского правительства предоставить национальный очаг еврейскому народу на его исторической родине, тоже относится к этой категории исторических событий.

Посылая официальное письмо представителю еврейской общины Великобритании лорду Уолтеру Ротшильду, министр иностранных дел Артур Бальфур, видимо, не догадывался, что стал проводником Б-жественной воли. Но именно так и случилось. Эта декларация дала политическую основу для развития еврейской общины в Эрец-Исраэль и впоследствии для создания государства Израиль.

Кстати, эта декларация датирована 2 ноября 1917 года. В том же году Сара Шнирер взялась за создание женских школ "Бейт-Яаков", а в России был свергнут царь и затем произошел большевистский переворот, в результате которого был уничтожен традиционный уклад еврейской жизни. В прошлом году мы отметили столетие всех этих трех великих событий.
Количество обращений к статье - 353
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (0)

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку

* - Комментарий будет виден после проверки модератором.



© 2005-2018, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com